Начальная школа. Торопова О.В. НРК по предмету «Окружающий мир».

Торопова О.В.Автор: Торопова Ольга Васильевна

Пояснительная записка

Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания учащихся начальных классов является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном языке, где младший школьник через традиционную культуру своего региона входит в культуру России и общественную культуру. В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный, деятельностный подходы.

Втечение нескольких лет наше учреждение работает над целью патриотического воспитания: 

«Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам ребёнка, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Цель программы: воспитание ребенка через конкретно-чувственное восприятие, приобщение его к родной культуре, целостное воздействие на личность.

Перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:

- воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт;

- формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.

Любовь к родному городу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы начинаем прививать у детей с младшего возраста. В разных видах деятельности: в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе поездок в лес (старшие группы), посещений Краеведческого и Пустозерского музеев, ОГУ «Выставочного зала», Музейно-выставочного центра ДОУ дошкольники получают необходимую информацию о нашем крае, о красоте и разнообразии природы Севера, о людях, проживающих в НАО, об особенностях жизни людей разных национальностей.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У школьников формируют представления о природной зоне- лесотундре, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Школьники знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения к природе. Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт школьники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях. Свои впечатления об увиденном, они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.

В период нестабильности в обществе, как никогда возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

№ урока

Тема урока

Примерное содержание

1 класс

1

Учимся определять положение предметов и направления движения.

Положение предметов в кабинете. Правила движения по школе.

2

Предметы и их признаки.

Описание предметов из окружающей обстановки.

3

Осень – природа готовится к зиме.

Приметы осени в нашем городе.

4

Ты и твоя семья.

Родители: Ф.И.О., место работы, любимое занятие.

5

Ты и твои друзья.

Ф.И., описание внешности, привычек, черт характера друга. Что вы любите делать вместе.

6

Зима – покой природы.

Приметы зимы в нашем городе.

7

Мой дом, моя улица.

Экскурсия по улицам города.

8

Хозяйство человека.

Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и округа.

9

Богатства природы.

Чем богат наш край.

10

Весна – природа пробуждается.

Приметы весны края.

11

Растения и животные.

Разнообразие растительного и животного мира округа.

12

Домашние животные и растения – наши друзья.

Домашние животные и растения учеников класса.

13

Природа и мы.

Правила поведения в лесу.

14

Лето – природа цветет и плодоносит.

Приметы лета в городе.

Сбор гербария.

2 класс

1

Природные часы, календарь, компас.

Работа с компасом на местности. Определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта.

2

Смена времен года.

Времена года в нашем крае (природные явления).

3

Реки.

Реки Архангельской области и нашего края.

4

Озера.

Озера Архангельской области и нашего района.

5

Равнины. Болота и их обители.

Болота нашего края.

6

Горы. Вулканы и землетрясения.

Уральские горы.

7

Леса умеренного пояса.

Лес – легкие нашей области. Лесные обитатели наших лесов.

8

Природа тундры.

Тундра нашего края. Обитатели тундры.

9

Горные экосистемы.

Горная зональность в нашей области.

10

Другие природные катастрофы.

Природные катастрофы в Архангельской области.

11

Человечество.

Народы Архангельской области. Обычаи и традиции народов нашего края.

12

Города и страны.

Нарьян-Мар – прошлое и настоящее. Наш город.

13

Моя Родина.

Архангельская области – наша малая Родина: символика и традиционные праздники.

3 класс

1

Тела и вещества.

Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела.

2

Где обитают живые организмы.

Места обитания живых организмов нашего района.

3

Живые участники круговорота веществ.

Живые представители круговорота веществ нашего округа.

4

Экосистемы озера и болота.

Растения и животные озер и болот нашего города.

5

Экосистема луга.

Растения и животные луга нашей местности.

6

Экосистема леса.

Растения и животные леса нашей местности.

7

Экосистема поля.

Растения и животные поля нашей местности.

8

Животные большие и маленькие.

Самые, самые животные нашего района.

9

На суше – как дома.

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

10

Пернатые изобретатели.

Птицы нашего города.

11

Осторожно: животные!

Охрана животных в нашем районе

12

Как нам жить.

Меры по охране природы своей местности.

4 класс

1

Для чего и как мы дышим.

Охрана воздуха нашего края.

2

Почему наш организм работает слажено.

Взаимодействие всех организаций города, района.

3

Родители и дети.

Охрана материнства и детства в нашем районе.

4

Отчего мы иногда болеем.

Организации, занимающиеся охраной здоровья человека нашего района.

5

На службе у человека.

Животные – помощники человека в различных профессиях.

6

Как человек использует свойства воды.

Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района.

7

Как человек использует свойства воздуха.

Использование свойств воздуха в промышленности своего края.

8

Горные породы и минералы.

Полезные ископаемые нашей местности.

9

Приручение огня.

Производство нашей области.

10

Как нам жить.

Воздействие человека на природу.

Тематическое планирование занятий НРК по окружающему миру

Разработки занятий