Интервью с учителем. Канева Татьяна Петровна

- Татьяна Петровна, хотелось бы начать с такого вопроса: почему Вы выбрали путь учителя? Профессия эта нелегкая. Немало смелости нужно, для того чтобы решиться стать педагогом. Может, кто-то повлиял на Ваш выбор?

Канева Т.П.- Как ни странно, но я с детства мечтала быть учителем. Помню даже, как усаживала своих младших братьев и учила их, как будто в школе. Конечно, образ моей первой учительницы – Нины Никандровны Кашенцевой – сыграл, наверное, большую роль. Я очень любила её, любила, как она преподавала, и мне всегда хотелось быть похожей на Нину Никандровну. Семья, правда, убеждала меня быть бухгалтером, но я пошла наперекор всем и все-таки стала учителем.

- А почему именно учитель географии? Почему, например, не русского языка или, скажем, математики?

- Вообще, после окончания педагогического училища, я получила специальность учителя начальных классов. И по распределению, попав в поселок Харута, мне пришлось пять лет работать пионервожатой, при этом я заменяла там и учителей начальной школы, и учителей истории, биологии, литературы. Случалось даже вести математику. Учителем географии я стала уже после того, как продолжила обучение. А на выбор предмета повлиял знакомый учитель географии. Он был идеалом для меня, и мне очень хотелось продолжить его дело.

- А кто или что вдохновляет Вас на урок?

- Вдохновляет, прежде всего, целеустремленность. Стремление дать ребятам как можно больше знаний. К своим урокам я подхожу так: учебник ученик может прочитать всегда, но, главное, чтобы он его понял, а для этого его надо заинтересовать. Заинтересовать его можно чем? Какими-то интересными фактами, дополнительной информацией. Вот это желание и «заряжает» меня. Безусловно, и сами ученики вдохновляют на урок.

- Вы много путешествуете. Помогает ли это Вам при работе с учениками?

Канева Т.П.- По правде говоря, я географом стала еще и потому, что хотела больше путешествовать, больше узнавать. Путешествие – это всегда открытие внутри себя. Когда ты открываешь что-то новое, ты получаешь внутреннее удовлетворение, находишь подтверждение своим знаниям. Кроме того, мы с моими коллегами – членами РАУГ (ред. Татьяна Петровна входит в Российскую Ассоциацию Учителей Географии) – часто вместе путешествуем, а это отличный способ обменяться опытом, пообщаться. А еще это море положительных эмоций. Уроки благодаря этому и становятся такими насыщенными, ведь когда видишь всё собственными глазами, рассказ получается увлекательным и интересным.

- Татьяна Петровна, Вы сказали, что входите в состав РАУГ, а членом каких организаций Вы еще являетесь?

- Вхожу в состав WWF (Всемирный фонд дикой природы). Являюсь членом литературного клуба и общества краеведов. А еще я, конечно, хотела бы вступить в Российское географическое общество.

- А как Вы относитесь к применению интерактивных методов в проведении уроков?

- Интерактив – это прежде всего что-то новое, нестандартное. Часто на уроках использую различные презентации, видеофрагменты. Но одной презентации мало, надо еще ее пояснить, так, чтоб ученикам было все понятно, и чтоб ученики сами захотели поучаствовать в уроке. Честно, сама я презентации еще не создавала и пока использую опыт других педагогов, но очень бы хотелось научиться. А так, если нужна помощь, то я обращаюсь к Эльвире Петровне Корепановой – нашему учителю информатики. Она мне всегда помогает и ей за это большое спасибо.

- Ваше отношение к спорту?

- Спорт люблю еще с юности. Я ходила и в танцевальный кружок, и в лыжную секцию, была в команде по теннису и лыжам. Потом уже в поселке Харута ходила с ребятами в походы, преодолевая по 15 – 20 км. за сутки. Два года назад была участницей всероссийской лыжни, где заработала приз. Очень люблю шахматы. Занимала первые места на уровне поселка, брала призовые места на окружном уровне. Еще очень люблю плаванье.

- Вы сказали, что занимались в танцевальном кружке. А связаны ли Вы как-то с живописью, музыкой или другими дополнительными предметами?

- В школьном возрасте с удовольствием выступала в составе драмкружка на сценах нашего города. Изобразительным искусством не занималась, но я очень люблю музеи. Всегда первым делом, если приезжаю в какой-то город, то иду в краеведческий музей, чтобы лучше узнать местность, а потом обязательно посещаю музеи изобразительного искусства. Не сказать, что имею глубокие знания, но азы знаю. А музыка – это вообще душа человека. У нас в семье все очень хорошо поют, всегда звучали песни. Я очень любила слушать Маяк, где звучал голос Майи Кристалинской, песни Александры Пахмутовой. Очень люблю слушать классику: Чайковского, Баха, обожаю орган, скрипку. Эту любовь к музыке во мне пробудила Светлана Александровна Епифанова, преподаватель музыки в педучилище и классный руководитель.

- Татьяна Петровна, какая у Вас любимая книга?

- «Два капитана» В. Каверина. Эта книга и любовь к географии может привить, и романтику в душу вселить.

- А вот если бы у Вас была машина времени, и Вы могли бы переместиться в любую эпоху и в любую страну, то какое время Вы бы выбрали?

- Если перемещаться навсегда, то выберу Россию, именно наше время, а если ненадолго… Наверное, я бы выбрала эпоху средневековья. Эпоху рыцарства, эпоху, когда защищали женщин, сражались. Но для меня эта эпоха особенно ценна своей культурой.

- Татьяна Петровна, сейчас Вам будет предложено на выбор два понятия. Ваша задача выбрать одно из них, то, которое ближе.

1.   Чай или кофе?

Чай.

2.   Россия или заграница?

Россия.

3.   Река или океан?

Океан.

4.   Луна или Солнце?

Конечно, Солнце!

5.   Полезное или вкусное?

Полезное.

6.   Поэзия или проза?

Поэзия.

7.   Классика или современность?

Классика.

8.   Юность или зрелость?

Юность.

9.   Синица в руке или журавль в небе?

Журавль в небе.

10.   Учить или учиться?

Очень люблю учиться.

11.   Планирование или интуиция?

И то, и другое, но  больше интуиция.

12.   Создавать или критиковать?

Создавать.

13.   Разум или чувства?

Чувства.

14.   Ведущий или ведомый?

Ведущий.

15.   Яркость или скромность?

Скромность. Она украшает человека.

- Что бы Вы пожелали ученикам?

- Думать не только о себе, проявлять гуманность, быть целеустремленным, оставаться добрым, отзывчивым и чутким, уметь получать знания и применять их в жизни.

- Большое спасибо, Татьяна Петровна, за Ваше откровение и уделенное время. Желаю Вам успехов, терпения и новых начинаний.

Елена Сало, ученица 11 класса