Начальная школа. 4 класс. Митькина Н.Г. Урок внеклассного чтения по книге Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Митькина Н.Г.Автор: Митькина Нелли Геннадьевна.

Цели урока:

Обучающая: развитие интереса к творчеству Н.Н.Носова; учить работать с печатным изданием (обложка, год издания, издательство, художник, аннотация); отработка техники чтения и выразительного чтения; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение).

Развивающая: развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Воспитательная: воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы.

Подготовительная работа к уроку:

1. Почитать биографию писателя.

2. Вспомнить, какие книжки Н.Носова читали.

3. Пригласить родителей.

4. Найти в тексте и положить закладки:

  • Гл.5. Найти слова Ольги Николаевны на собрании.
  • Гл.8. О чём мечтал Витя Малеев в день 7 ноября?
  • Гл.16. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину?
  • Гл.17. Хорошо ли было Шишкину , когда он не ходил в школу?
  • Гл.21. О чём сказал Шишкин на собрании в классе?

Оборудование:

- портрет писателя

- выставка  книг Н.Носова

- толковый словарь Ожегова

- книга Н.Носова у  каждого ребенка

- выставка рисунков

- презентация по теме урока.

Использованная литература:

1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - М.,»Баллас», «С-Инфо»,1995.

2. Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. Повесть. Переизд. - М.,»Дет. лит»,1978 .

3. Рисунки Каневского А. по повести Носова Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома». Набор открыток.- М., «Сов. художник»,1973.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература / Авт. - сост. Н.В. Чудакова. - М.: Изд-во АСТ-ЛТД,1997.

1. Начало урока (слайд 1)

- Начинаем урок внеклассного чтения. К нам в гости пришёл Николай Николаевич Носов. Когда мы произносим имя этого писателя, какие у вас возникают ассоциации? (слайд 2)

2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы самостоятельно изучили творчество писателя. Что вы интересного узнали из биографии? (слайд 3)

- Скажите полное название произведения.

- Какой литературный жанр?

- А что такое повесть? (учащиеся сначала зачитывают понятие из словаря, затем слайд 4)

- Ребята, а какие повести вы ещё читали? («Девочка из города» Любови Воронковой)

- Посмотрите, ребята, в вашей книге какой год издания?

- О чём это говорит? (книги переиздают постоянно, т.к. они понятны, доступны, а самое главное, они пользуются спросом)

- А в каком году вышла в свет эта повесть? (в 1950 году, в послевоенные тяжёлые годы)

- В 1952 году писатель получил премию.

- Сосчитайте, сколько лет повести? (48 лет)

3. Анализ произведения.

- А сейчас переходим к анализу произведения. Назовите главных героев.

- Какое обещание дал Витя Малеев своей учительнице перед уходом на каникулы?

- Как получилось, что Шишкин с Малеевым стали одноклассниками?

(слайд 5 озвучивает ученик) Приложение 1.

- Как Ольга Николаевна узнала, кто нарисовал морячка?

- Почему Витя стал списывать задачи?

(слайд 6 озвучивает ученик) Приложение 2.

СЦЕНКА (разговор Мити Круглова с мамой) Приложение 3.

- Как Митю Круглова называла мама? (болван)

- Внимание, глава  5. Зачитайте слова Ольги Николаевны на собрании: что нужно делать для того, чтобы успешно учиться? (со слов «Надо правильно распределять свой день…»)

- Когда Шишкин Костя сказал такие слова: «Стоит только начать, а потом будешь плакать да кончать»? (после собрания, когда осталось только его звено)

Вопросы для родителей:

- В книге написано: «Мама велела делать уроки…»А как в вашей семье?

- Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию разговор мамы с Витей.

Приложение 4.

Ваше мнение.

- Ребята, а что же на самом деле произошло?

- Чего не хватало Вите сесть вовремя за уроки? (силы воли)

Слайд 7 (озвучивает ученик) Приложение 5.

- Чему научился Витя, когда ходил  к Алику заниматься? (игре в шахматы)

- Кем себя считал Витя Малеев? (неисправимым)

- Внимание, глава 8. Зачитайте. О чём мечтал Витя Малеев в день 7 ноября? (со слов «Мечтаешь о чём-то о чудесном…»)

- Почему Вите Малееву стало грустно после принятия подарков? (мучила совесть)

- С какой мечтой вышел Малеев из цирка? (когда вырастет, будет ходить в цирк каждый день)

- С чего начались проблески у Малеева? (с задачи про орехи за 3 класс; перерешал весь задачник за 3 класс у сестры Лики)

- Как называл Малеев свою сестру? (голубушка)

- Поговорим о друге Вити Малеева – Косте Шишкине. Почему Шишкин никак не мог взяться за учёбу? (дома отвлекали его от уроков домашние животные)

- Какую хитрость применил Шишкин, чтобы не получать «2»?

СЛАЙД 8 (озвучивает ученик) Приложение 6.

- Какое любимое слово было у Шишкина? (ничего)

- Назовите болезнь, которой страдал Шишкин? (аппендикокс)

- Почему Витя стал рассеянным и плохо слушал урок, когда Шишкина не было в школе? (на улице холодно, а «Шишкин крадётся один по городу, точно вор, заходит в магазины, чтоб согреться»)

- А как же Шишкина вывели на чистую воду, мы послушаем Аню.

СЛАЙД 9. Приложение 7.

- Внимание, глава 16. Зачитайте. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину? (со слов « надо делать не только то, что легко, но и то, что трудно. Если хочешь научиться, то должен и потрудиться»)

-Вспомним, как Витя занимался с Шишкиным.

СЛАЙД 10 (озвучивает ученик) Приложение 8.

- Что посоветовал Малеев, когда они делали упражнение по русскому языку? (пользоваться правилом)

- Внимание, глава 17. Зачитайте. Хорошо ли было Шишкину, когда он не ходил в школу? (со слов: «Конечно, мучился. Это я только делал вид,  будто мне всё нипочём, а у самого на душе кошки скребут! »)

- После чего Шишкин стал аккуратным и организованным? (поручение библиотекарь)

- Вопрос родителям. Как вы думаете, была ли права мама у Кости Шишкина, когда ему говорила, что «он слабохарактерный и ничего не добьётся жизни»?

4. ОЗВУЧИВАНИЕ КАРТИНОК.

-Вспомним из повести интересные сюжеты. В этом нам помогут Андрей, Гриша, Вероника и Толя.

Слайд 11. Приложение 9.

Слайд 12. Приложение 10.

Слайд 13. Приложение 11.

Слайд 14. Приложение 12.

5. Конкурс рисунков

6. Итог урока

- Ребята, что вы взяли для себя полезного, прочитав повесть Носова?

- Вспомните, что сказал Шишкин на классном собрании? Зачитайте строчки из 21 главы.

- А сейчас все хором зачитаем выводы.

СЛАЙД 15. Приложение 13.

СЛАЙД 16 - комментирует учитель.

- Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как формируется детский характер в борьбе с собственными недостатками: слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

- И хотелось бы закончить урок словами учительницы Ольги Николаевны.

СЛАЙД 17 Приложение 14

Приложение 1

…и на пороге появился совсем незнакомый ученик. Он постоял нерешительно возле двери, потом поклонился Ольге Николаевне и сказал:

- Здравствуйте…

- Здравствуй, - ответила Ольга Николаевна…

- Так ты новичок, должно  быть?

- Новичок.

Ольга Николаевна заглянула в журнал.

- Твоя фамилия Шишкин?

- Шишкин, а зовут Костя.

Приложение 2

Я вышел к доске, и Ольга Николаевна продиктовала задачу про каких-то плотников , которые строили дом. Я записал условие задачи на доске мелом и стал думать. Задача попалась такая трудная, что я всё равно не решил бы её. Я только нарочно наморщил лоб, чтоб Ольга Николаевна видела, будто я думаю, а сам стал украдкой поглядывать на ребят, чтоб они подсказали мне.

Приложение 3

«Что это с тобой сегодня?»

«Ничего».

«Чего же ты такой скучный сидишь?»

«Так просто».

«Небось натворил в школе чего-нибудь?»

«Ничего я не натворил».

«Подрался с кем-нибудь?»

«Нет».

«Стекло в школе расшиб?»

«Нет».

«Странно!» - говорит мать.

За обедом сидит и ничего не ест.

«Почему ты ничего не ешь?»

«Не хочется».

«Аппетита нет?»

«Нет».

«Ну пойди погуляй, аппетит и появится».

«Не хочется».

«Чего же тебе хочется?»

«Ничего».

«Может быть, ты больной?»

«Нет».

Мать потрогает ему лоб, поставит градусник. Потом говорит:

«Температура нормальная. Что же с тобой, наконец? С ума ты меня сведёшь!»

«Я двойку по арифметике получил».

«Тьфу! - говорит мать. - Так ты из-за двойки всю эту комедию выдумал?»

«Ну да».

«Ты бы лучше сел да учился, вместо того чтоб комедию играть. Двойки и не было бы».

Приложение 4

- Ну, что там у тебя получается?- спросила мама.

- Да вот, - говорю, - задача попалась какая-то скверная.

- Скверных задач не бывает. Это ученики бывают скверные.

Мама прочитала задачу и принялась объяснять, но я почему-то ничего не мог понять.

- Неужели вам в школе не объясняли, как делать такие задачи? - спросил папа.

- Нет, - говорю, - не объясняли.

- Удивительно! Когда я учился, нам учительница всегда объясняла сначала в классе, а потом задавала на дом.

- Так то, - говорю, - когда ты учился, а нам Ольга Николаевна ничего не объясняет. Всё только спрашивает и спрашивает.

- Не понимаю, как это вас учат!

- Вот так, - говорю, - и учат.

Приложение 5

Потом позавтракал и пошёл в школу, а пирожное так и  осталось лежать на тарелочке. Когда я пришёл, оно лежало по-прежнему, только мама накрыла его стеклянной крышкой от сахарницы, чтоб оно не засохло до завтрашнего дня. Я открыл его и посмотрел, но оно ничуть даже ещё не начало сохнуть. Мне очень захотелось его прикончить, но я поборол в себе это желание.

Приложение 6

Шишкин так боялся, чтоб мама не догадалась о его проделках, что стал делать  уроки  даже исправнее, чем когда ходил в школу. Утром он брал сумку с книжками и вместо школы отправлялся  бродить по городу.

Приложение 7

- Да вот он, Шишкин, не болен,- ответила  Лена.

- Как так?

- Да вот так: вхожу, а он тут вверх ногами стоит!

-Что же это такое?- заговорили ребята.- Зачем ты нас обманывал?

Приложение 8

Тут к нам пришёл Юра. Он увидел, что мы занимаемся, и сказал:

- А, занимаетесь! Вот это хорошо! Что вы тут делаете?

- Упражнения, - говорю.- Ему Ольга Николаевна задала.

Приложение 9

Ваня подошёл к нам и говорит:

- Ну, где же ваша лошадь?

- Сейчас, - говорим мы.

Быстро влезли в лошадиную шкуру – и перед ним появился конь.

Приложение 10

Мы начали вставлять стекло из кусков в коридоре, но куски не держались. Мы пробовали их склеивать, но было холодно, и клей не застывал. Тогда мы бросили это и стали вставлять стекло в комнате из двух кусков, но Шишкин уронил один кусок на пол, и он разбился вдребезги.

Приложение 11

На следующий день Шишкин тоже получил двойку по русскому языку, и была ему за это дома головомойка, а ещё через день на нас обоих опять появилась в газете карикатура. Вроде как будто мы с Шишкиным идём по улице, а за нами следом бегут двойки на ножках.

Приложение 12

Сначала перевес оказался на стороне противников. Они все время атаковали наши ворота. Вся наша команда смешалась в кучу. Мы без толку носились по полю и только мешали друг другу.

Приложение 13

- Сначала  бывает  трудно, а потом, когда одолеешь трудности, легко.

- У каждого ребёнка должна быть общественная работа.

- Задания выполнять самостоятельно, всё доводить до конца.

- Заниматься с одноклассниками, которым трудно учиться.

- Дружба помогает добиться успехов.

Приложение 14

«Всё достигается упорным трудом. Без упорного труда не будет у тебя и силы воли и недостатков своих не исправишь».

Тезисы

Урок внеклассного чтения в 4 классе проводится в рамках учебной программы  и в связи со 100-летием со дня рождения детского писателя. Урок направлен на развитие интереса к творчеству Н.Н. Носова, привлечение родителей к учебной и внеклассной деятельности, воспитание у детей уважения к своим одноклассникам и товарищам, воспитание любви к чтению. Посвящаю урок своей маме Митькиной Нине Фёдоровне – моей первой учительнице, посвятившей школе более 50 лет.

Вложения:
Скачать этот файл (Урок внеклассного чтения.ppt)Презентация к уроку7629 Кб