Литература. 6 класс. Михеева И.Н. Урок по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

И.Н. МихееваАвтор: Михеева Инна Николаевна

Тема нашего урока: «Все дело в среде или в случае

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
  • Определить социально-нравственные проблемы рассказа.

ТЕСТ:

1. Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то;

Б) придуман Толстым;

В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:  

А) два;

Б) три;

В) четыре.

4. Каков тип композиции рассказа:

А) Повествование от 3 лица;

Б) Рассказ в рассказе;

В) Последовательное авторское изложение материала.  

5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала; 

Б) важность утра, следующего за балом; 

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

6. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике; 

Б) показ николаевской эпохи; 

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества; 

Б) судьбе полковника; 

В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 15: После бала.

Новый материал:

Слово учителя:

- Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.

- Перекличку скольких эпох охватывает произведение?

(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)

- Какие события изображены в рассказе?

  • Бал у губернаторского предводителя
  • Сцена наказания солдата.

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказеСлайд-контраст

В каких ещё произведениях мы встречали прием контраста? 

(«Капитанская дочка», «Тарас Бульба»)

- Для чего, на ваш взгляд, автор использует этот прием?

Давайте перенесемся в 19 век.

Звучит мазурка (Излюбленный польский танец. Веселый, задорный, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев).

Выступление 1 ученицы:

Балнастоящая находка

Для юных франтов и для дам,

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет отец её на бал.

Ф. Кони

Балы в России стали проводиться по указу Петра 1 с 1718 года.

Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики – как великосветской, так и мещанской.

Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную Толстым.

- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее героя рассказа воспринимается «с восторженным умилением»?

Герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Выступление 2 ученика:

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Из публицистических сочинений Л.Толстого мы узнаем, что:

«Солдат – бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями.

Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, – быть не битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества»

Поэтому можно сделать вывод, что сцена наказания, изображенная Толстым, была привычным явлением для николаевской России.

- Подумайте, в чем автор подчеркивает контраст

Понаблюдаем над языковыми средствами:

Работа по группам в парах (листочки)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

Вывод: мы наглядно увидели, что все произведение построено на контрасте. Это, к сожалению, дает нам право сделать вывод о социальной несправедливости, жестокости николаевской России.

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Слайд 25

Слайд 26

- Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос:

Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? 

Теперь, я думаю, самое время определить идею произведения.

Слайд 27

 

Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющего ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.

Вложения:
Скачать этот файл (Презентация.zip)Скачать презентацию1418 Кб