Русский язык. 5 класс. Михеева И.Н. Урок по программе М.М. Разумовской "Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей".

И.Н. МихееваАвтор: Михеева Инна Николаевна 

Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.

Обращения в лирике ненецких писателей.

Цели урока:

Образовательная: уметь находить обращение в предложении;

отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением;

использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы использования обращений в различных стилях речи.

Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.

Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.

Ход урока

Учитель:

- Ребята, у нас сегодня необычный урок- урок русского языка и литературы. (слайд 1)

И начала я его как будто бы обычно, так я начинаю урок каждый день. Но сегодня мы обратим более пристальное внимание на эту фразу. Что она содержит?

По-другому я не могу обратиться к вам. (слайд 2)

Тема урока “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике ненецких писателей”. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

Чтение стихотворения:

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

Тема нашего урока: «Обращение. Знаки препинаний при обращении. Обращение в лирике ненецких писателей.» (слайд 3, 4)

- Как вы думаете, что такое обращение?

Давайте проверим. ( слайд 5)

Жизнь обращений сегодня (слайд 6)

  • В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков; например, в Польше - пан и пани, в Испании - сеньор, сеньора, во Франции - мадам, месье и т.п.
  • Есть ли традиционные обращения в нашей стране?

Слайд 7, 8, 9 (Обратитесь правильно)

  1. К девушке.
  2. К слушателям.
  3. К товарищам.

Вывод: слайд 10

Правила делового обращения: (слайд 11) 

  •  обращаться необходимо вежливо, на “ВЫ"
  •  к хорошо знакомым собеседникам обращаться надо по имени и отчеству, либо по фамилии с добавлением слова "господин" или "госпожа»;
  •  согласно правил делового обращения, по имени можно обращаться только к самым близким коллегам, если они молоды и не против такого обращения;
  •  к незнакомому мужчине обращаться нужно со словами: "господин", "сударь", "гражданин", "молодой человек«;
  •  к незнакомой женщине можно обратиться со следующими словами: "госпожа", "сударыня", "гражданка", "девушка";
  •  обращение на "ты" в деловой обстановке нежелательно и допустимо лишь при неформальных отношениях собеседников.

Таковы основные правила делового обращения.

В нашей стране очень часто к незнакомым обращаются со словами "Извините...", "Позвольте...", "Будьте так добры... ", "Будьте так любезны…".

Слайд 12.

Стихотворение Прокопия Явтысого

Российский букет.

Дороги и реки, крик стаи гусиной

И топот оленей, везущих аргиш, –

Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

Два наших народа сошлись на рассвете:

Во взглядах – улыбка и дружбы исток…

С тех пор и навеки в российском букете

Сияет морошковый белый цветок.

Мой край заполярный – хрустальное донце,

Ты жил под пургой и под тяжестью туч,

Но если Россия – рассветное солнце,

Ты в том возрожденье – сияющий луч!

Созвездья сияют – ясны, негасимы.

А в душах людей – негасимый порыв!

И в днях возрожденья весенней России –

Мой тундровый край, как Печоры разлив!

Дороги и реки, крик стаи гусиной

И топот оленей, везущих аргиш, –

Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

Задание: Найдите обращение. (слайд 13) 

Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

Мой край заполярный – хрустальное донце,

Ты жил под пургой и под тяжестью туч,

Но если Россия – рассветное солнце,

Ты в том возрожденье – сияющий луч!

- К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Слайд 14. Стихотворение П. Явтысого 

Я вырос на твердой земле, 

Мял жесткие тонкие травы. 

На чаячьем белом крыле 

Закат угасает кровавый. 

Плохого он мне не сулит, 

Смягчаются мрачные краски. 

День завтрашний что-то таит, - 

Наверно, и были и сказки. 

Цвети же, родная моя 

Земля, отогретая летом, 

Цветок голубой у ручья, 

Ещё не воспетый поэтом. 

Плыви же, листок, по реке – 

Зеленый, желанный кораблик. 

На солнце блестят вдалеке 

Осоки зеленые сабли. 

Я сын этой хмурой земли, 

Чьи блеклые, тусклые краски 

Во мне, как цветы, расцвели 

И лучше и чище, чем в сказках.

Задание: Найдите обращение. Слайд 15

Цвети же, родная моя

Земля, отогретая летом,

Цветок голубой у ручья,

Ещё не воспетый поэтом.

Плыви же, листок, по реке –

Зеленый, желанный кораблик.

- К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Слайд 16. Стихотворение Василия Ледкова.

Солнце сна лишилось.

Ночью, словно днем,

Тундру заливает

Розовым огнем,

Розовым, оранжевым,

Золотисто-нежным…

Бродят чайки важные

По пескам прибрежным.

На воде кусочки

Солнечной слюды.

На песке листочки –

Чайкины следы.

- Уже утро, бабушка?

- Рано, внучка, встала.

Только, только, Марьюшка,

Ноченька настала.

Ночь светла от солнца.

Солнце сна лишилось.

Чайки не уснули –

Тундра всполошилась.

Солнце ярко светит,

Днем и ночью светит,

Чтоб росли быстрее

В тундре наши дети!

Задание : Найдите обращение.(слайд 17) 

- Уже утро, бабушка?

- Рано, внучка, встала.

Только, только, Марьюшка,

Ноченька настала.

- К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 21 Задание:

- Выполните разбор предложения по членам предложения

Мой ненецкий край, на груди у России 

Полярной звездою ты ярко горишь.

Слайд 22

Слайд 23

 

Закрепление изученного:

1.

  • Свой секрет открой, Печора? [   ,O]?

2.

  • Вставай, вставай же, лежебока. [   ,O].

3.

  • Две морошки - в туесок, ну, а третью, эх, народ, собираем прямо в рот. [ ,O, ]

Давайте подведем итог нашего урока.

- Что такое обращение?

- Что может быть в роли обращения?

- В каких жизненных ситуациях мы используем обращение?

- Каково место обращения в тексте?

- Какие знаки препинания необходимы при обращении? От чего они зависят?

- Для чего поэты используют в своих предложениях обращения?

- Думаю, настало время провести тест.

Домашнее задание:

Найдите в сказках А.С. Пушкина 3 примера предложений с обращениями.

Составьте их схемы.