Начальная школа. Кожевина А.В., Мартюшова В.П., Носова А.Г. Декада «Крепка семья – крепка держава»

Авторы: Кожевина Ангелина Васильевна,

Мартюшова Валентина Павлиновна,

Носова Анисья Геннадьевна

Пояснительная записка.

Президентом страны Медведевым Д.А. 2011 год был объявлен «Годом семьи».

При составлении плана учебно-методической работы на год по начальной школе было принято решение о проведении декады «Крепка семья – крепка держава». Для подготовки и проведения декады была создана творческая группа, в состав которой входили: Мартюшова Валентина Павлиновна, учитель-логопед; Кожевина Ангелина Васильевна, учитель-логопед; Носова Анисья Геннадьевна, учитель-дефектолог.

На осенних каникулах для учителей начальных классов творческой группой проводилось совещание по декаде «Крепка семья – крепка держава». Обсуждались предлагаемые конкурсы и сроки их проведения. В ходе обсуждения был принят план проведения декады, который был доведён до сведения каждого учителя начальной школы и родителей.

Задачей проведения декады было укрепление и сплочение семьи, как важной ячейки общества. Создание условий для привлечения большего количества семей для участия в конкурсах.

По окончании декады состоялось мероприятие для всех классов начальной школы, где были оглашены результаты проведённых конкурсов. В декаде приняли участие 102 ученика. Победители были награждены грамотами и дипломами.

I. План проведения декады «Крепка семья – крепка держава»

21.11.11 – 02.12.11.

Цели:

1) Знакомство с семейными ценностями.

2) Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям.

3) Создание условий для совместной творческой работы родителей и детей.

Подготовительная работа. На осенних каникулах для учителей начальных классов проводилось совещание по декаде «Крепка семья – крепка держава». Обсуждались предлагаемые конкурсы и сроки их проведения. В ходе обсуждения был принят план проведения декады.

План:

Ответственные: Мартюшова В.П., Носова А.Г., Кожевина А.В.

1. Конкурс для всей семьи «Семейный альбом» (семейная фотография с оригинальной надписью, формат А4).

Цель: проявление творческих способностей семьи.

Родители с детьми.

До 28.11.

2. Творческий конкурс «Герб и девиз моей семьи» (формат А4).

Цель: значимость и объединение семейных ценностей.

Родители.

До 28.11.

3. Литературный конкурс «Юмор в коротких штанишках» (рассказ о самом смешном случае из детства ребёнка или родителей).

Цель: вспомнить интересные моменты из детства родителей и детей.

Родители.

До 25.11.

4. Исследовательская работа «А вы откуда родом?» (о происхождении фамилии, имени) (формат А4).

Цель: развивать умения добывать информацию из разных источников.

Родители с детьми.

До 28.11.

5. Конкурс «Добрая пословица ко времени молвится» (пословицы о семье).

Цель: развивать любовь к устному народному творчеству родного языка.

Дети.

До 25.11.

6. Конкурс «Из бабушкиного сундука» (семейные реликвии (можно фото) и рассказы о них) (формат А4).

Цель: воспитывать уважение и бережное отношение к семейным реликвиям.

Родители с детьми.

До 28.11.

7. Акция «Подари тепло» (сбор вещей, книг, денег для Детского дома и Дома ребёнка).

Цель: воспитывать сопереживание и желание помочь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Классные руководители.

До 30.11.

8. «Письмо маме» (отправить по почте к Дню матери).

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери.

Классные руководители с детьми.

До27.11.

9. «Нас ждут домашние дела». Классный час на параллели 3-х и 4-х классов.

Цель: воспитывать уважение к домашнему труду и ответственность за его выполнение.

Кожевина А.В.

Мартюшова В.П.

Носова А.Г.

24.11. – 25.11.

10. Выставка рисунков «Дом моей мечты».(оформление в каждой рекреации)

Цель: Развивать воображение.

Носова А.Г.

Мартюшова В.П.

Кожевина А.В.

21.11.

11. «Путешествие по тропе здоровья». Спортивное мероприятие.

Цель: воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Развитие коммуникативности, толерантности.

По желанию классных руководителей.

В течение декады

12. Родительское собрание «Важность первых трёх лет жизни в дальнейшем процессе воспитания и обучения ребёнка в семье» (детский сад.).

Цель: довести до сведения родителей о важности воспитания ребёнка матерью до трёх лет.

Вишнякова П.И.

 

13. Запись интервью.

Нивина И.П.

До 25.11.

14. Подведение итогов по объявленным конкурсам. Подготовка грамот.

Цель: Выявление победителей по конкурсам и номинациям.

Носова А.Г.

Мартюшова В.П.

Кожевина А.В.

28.11.

15. Итоговое мероприятие «Крепка семья крепка держава».

Цель:

1) показать значимость семьи в жизни человека.

2) награждение участников декады.

Носова А.Г МартюшоваВ.П. Кожевина А.В.

2.12.

 

II. Классный час в форме игрового конкурса «Нас ждут домашние дела».

Цели:

1) Вызвать интерес у детей к выполнению домашних дел.

2) Воспитывать уважение к труду и ответственность за его выполнение.

3) Воспитание чувства коллективизма.

Вступительное слово: В школе проводится декада «Крепка семья – крепка держава». Мы собрались для того , чтобы провести игровой конкурс «Нас ждут домашние дела». Русская пословица гласит «Добрые дети – дому венец, дети худые – дому конец». Это и будет девизом нашей игры. Вы все будущие семьянины, у каждого будет свой дом, своя семья. И как вы себя подготовите к этой семейной жизни, такова она и будет. Мы желаем чтобы в будущем у вас были крепкие семьи и уютный дом.

Условия игры: участники – 3 команды по 6 человек от каждого класса, жюри. Оценивание: быстрота, ловкость 3 балла. Качество – 3 балла.

Ход конкурса.

Задания

Инвентарь

1. «Завязать шнурки»

(ребёнок добегает, завязывает бантик, возвращается и т.д.)

Цель: Развитие мелкой моторики и навыков по самообслуживанию.

(ребёнок добегает, завязывает бантик, возвращается и т.д.)

3 доски по 6 шнурков на каждой.

2. «Заплести косички» (на одной голове 6 косичек, заплетают поочерёдно).

Цель: Развитие мелкой моторики и эстетического вкуса.

3 девочки с длинными волосами, 18 резинок.

3. «Одеть наволочки на подушки» (1 натянул, 2 снял и т. д.).

Цель: Развитие навыка самообслуживания. Оказание помощи родителям.

3 подушки, 3 наволочки.

4. «Почистить варёный картофель» (выполняет одновременно вся команда).

Цель: Развитие навыка самообслуживания.

18 варёных картофелин, 6 одноразовых тарелок.

5. «Наточить карандаши» (задание капитанам).

Цель: Развитие умелости рук. Ответственность за содержание школьных принадлежностей в порядке.

3 точилки, 6 карандашей.

6. «Крыша хорошего настроения»

В доме, где живут хорошие люди, всегда рядом – животные, вызывающие в нас добрые чувства. Попробуйте отгадать их названия.

(За правильный ответ – 1 балл.)

Цель: Развитие слухового внимания, мышления.

1. Непарнокопытный, подчас в яблоках, а иногда в пальто (конь).

2. Объект любви и забот кота Матроскина и Крошечки – Хаврошечки. (корова)

3. Весёлые постояльцы бабуси. (Гуси)

4. Хозяйка, в чьём доме, увы, произошёл пожар и которая любит гулять сама по себе. (Кошка)

5. Рыбкин дом. (Аквариум)

6. «Спальня» для курочки Рябы. (Насест)

7. Общежитие для лошадей (Конюшня)

8. Специальный домик для пчелы. (Улей)

9. Птичий домик. (Гнездо, скворечник)

7. «Творческое задание – поручение» (подготовка 2 мин, выполняют поочерёдно каждая команда).

Цель: Развитие творческих способностей и воображения.

Каждой команде карточка с заданием: «Мама задержалась на работе, а младшая сестрёнка капризничает. Покажите, как вы будете её развлекать.)

Итоги подводит жюри. Награждение.

III. Итоговое мероприятие.

В начальной школе проводилась декада, посвящённая семье под названием «Крепка семья – крепка держава». (слайд№1)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой. (слайд №2)

Стихотворение:

В семейном кругу

Мы с вами растём,

Основа основ –

Родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь

На крыльях любви.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

15 мая – Международный День семьи. (слайд №3)

1. Конкурс «Герб и девиз моей семьи»

У каждого государства, у каждой республики есть свой герб. Даже у города. (показ слайдов: №4 – герб России, №5 – герб округа, №6 – герб города)

Семья – это маленькое государство. Вот и мы решили объявить конкурс «Герб и девиз моей семьи». (слайд №7)

При оценивании учитывали наличие описания герба.

показ слайдов №8-14 , краткое комментирование.

награждение участников.

2. Проект «А вы откуда родом?» (слайд №15)

(о происхождении имени и фамилии)

Стихотворение:

Фамилий каких только нету:

Смешных, горделивых, серьёзных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьёзных!

Фамилий немало есть вкусных:

Борщёв есть, Сметанин и Блинный,

Фамилий немало есть грустных:

Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

Фамилии есть и цветные:

И Чёрный, и Белый, и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов и Гришин.

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий каких только нету:

И добрых, и злых , и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Ведь это – моя фамилия,

Ведь это – моя реликвия,

Ведь это – моя семья,

Ведь это – истинный я!

показ слайдов (№16,№17)

награждение участников.

3. Конкурс «Из бабушкиного сундука» (слайд №18)

В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение.

показ слайдов (№ 19-27), их комментирование.

Слайд №19 – Родовой знак семьи Канюковых.

Слайд №20 – Шкатулка и серьги пробабушки семьи Корепановых..

Слайд №21 – Уховёртка пробабушки семьи Клокотовых.

Слайд №22 – Старообрядческие иконы 18 века семьи Чупровых.

Слайд №23 – Универсальные ножницы. Размер 12 см. Реликвия семьи Абесадзе.

Слайд №24 – Карманные часы семьи Абесадзе.

Слайд №25 – Старинные Новогодние игрушки семьи Абесадзе.

Слайд №26 – Старинные вещи: книги 1957г., веретено -19век,серебряные ложки-18 век.

Слайд №27- Фотография пробабушки и продедушки.

награждение участников.

4. Конкурс «Семейный альбом» (слайд №28)

(семейная фотография с оригинальной подписью)

До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте – увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «родина» – однокоренные слова.

Эти святые слова помогают нам понять родной язык, родную природу, традиции нашего народа.

показ слайдов №29-34, комментирование.

награждение.

5. Конкурс «Добрая пословица ко времени молвится» (слайд №35)

До начала двадцатого века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: «семь» - «я»). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сёстры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Мы нашли тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе её закончить…

*В гостях хорошо - (а дома лучше).

*Не красна изба углами – (а красна пирогами).

*Хозяюшка в дому – (что оладушка в меду).

*Мой дом – (моя крепость).

*Дом вести — (не бородой трясти).

*Не нужен клад – (когда в семье лад).

*Чем богаты — (тем и рады).

*Когда семья вместе – (так и душа на месте).

*При солнышке - тепло – (при матери - добро).

награждение участников.

6. Конкурс «Юмор в коротких штанишках» (слайд №36)

(Рассказ о самом смешном случае из детства ребёнка или родителей). Зачитать:

*****

Идя по улице, Арсений замечает следы от женских каблуков.-«Опять эти женщины норки наделали».

*****

– Мама, дай мне микробные палочки. ( вместо «крабовые»).

*****

– Как зовут мою собаку? – Тявкан.

*****

– Когда я кушаю, я никого не трогаю.

*****

Прошлым летом мы отдыхали в Санкт-Петербурге. Ходили в океанариум. Лизе с Димой очень понравилось. Они с интересом разглядывали рыб и слушали рассказы про них.

В этом году мы снова были в Санкт-Петербурге. Лизе очень захотелось посмотреть рыб, но она забыла, как называется океанариум. Однажды мы гуляли и Лиза говорит: «Мама, пойдем на рыбокомбинат».

Награждение.

7. Акция «Подари тепло» (слайд №37)

Акция длилась две недели.

Благодарим всех, кто принял участие в этой акции. Всё будет передано детям детского дома.

8. Выставка рисунков «Дом моей мечты» (слайд №38)

Выставка рисунков «Дом моей мечты» была началом открытия декады.

Было оформлено 4 выставки (в каждой рекреации начальной школы).

показ слайдов №39-43;

награждение.

МЫ ХОТИМ ВЫРАЗИТЬ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ, КТО ПРИНЯЛ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ: РОДИТЕЛЯМ, ДЕТЯМ, УЧИТЕЛЯМ.

В декаде приняли участие 102 ученика. 3 семьи приняли участие во всех конкурсах.

«Когда семья вместе, так и душа на месте» (Слайд №44)

Стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!