История. Кустышева Т.Р. Готовимся к ЕГЭ по истории. Тесты с ответами.

Т.Р. Кустышева

Автор: Кустышева Татьяна Романовна

Смотреть в формате PDF

 

. 8

10 класс. П. 66. Внешняя политика Николая I

1. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в

1) 1787 – 1791 гг.       2) 1813 – 1814 гг.

3) 1853 – 1856 гг.       4) 1877 – 1878 гг.

2. К событиям Крымской войны 1853 – 1856 гг. относится

1) осада Плевны

2) оборона Севастополя

3) Чесменский бой

4) штурм Измаила

3. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Невская битва

2) реформа патриарха Никона

3) свержение ордынского ига

4) учреждение Сената

5) Крымская война

4. Синопское морское сражение произошло в

1) 1853 г.          2) 1812 г.

3) 1856 г.           4) 1877 г.

5. В XIX в. во время Кавказской войны в течение 15 лет борьбу горцев против России возглавлял

1) Осман-паша         2) имам Шамиль

3) Девлет-Гирей      4) Тимур

6. Раскройте тезис: «Поражение России в Крымской войне означало крушения принципов николаевского царствования».

Ответы:

1-3, 2-2, 3-13245, 4-1, 5-2,

6. В области внешней политики – не оправдался расчет Николая 1 на солидарность европейских монархов.

- Англия и Франция вступили в войну против России

- Австрия, которой Россия помогала подавить революционные выступления 1848- 1849гг., заняла позицию враждебного нейтралитета (выжидательную)

- Россия оказалась в состоянии международной изоляции

- Война показала, что великие европейские державы противостоят усилению влияния России на Балканах

В области внутренней политики – война выявила общую экономическую, техническую и военную отсталость России

Поражение было в значительной степени обусловлено особенностями внутреннего положения в России в годы царствования Николая, в том числе:

- сохранением крепостнической системы в деревне

- недостаточным развитием промышленности

- плохим состоянием транспорта, слабой сетью ж/дорог

- сохранением сословного принципа комплектования армии, препятствовавшего выдвижению одаренных людей «из простого народа»

- устаревшим вооружением армии и флота

Героизм российских солдат не был подкреплен необходимой экономической и военной мощью страны

Вывод: поражение в войне рассматривалось многими как следствие кризисного состояния Российской империи.

П. 81. Внешняя политика России

1. Какие три из перечисленных ниже имён связаны с военными триумфами России XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Г.А. Спиридов      2) М.Д. Скобелев          3) С.И. Дежнёв

4) П.А. Румянцев     5) Ф.Ф. Ушаков                6) М.Б. Шеин

2. Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.

Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

Ответы: 1-145,

С7.1 В качестве общих положений могут быть приведены:

итоги, результаты войн для России:

- опасность дипломатической изоляции России;

- ослабление экономики России;

- истощение финансов России;

- недовольство представителей русского общества (И.С. Аксакова, Ф.М. Достоевского и др.) итогами войны.

Названы 2 элемента ответа. 2

Назван 1 любой элемент ответа. 1

С7.2 Различия:

итоги, результаты для России Крымской войны 1853–1856 гг.

военное поражение России нейтральный статус (нейтрализация) Чёрного моря (запрещение России иметь военный флот, крепостные сооружения и арсеналы на Чёрном море)

на международной арене сложилась расстановка сил, получившая название Крымской

системы (имевшей антироссийскую направленность)

ослаблена позиция России на Балканском полуострове (Россия была лишена права единоличного покровительства Сербии и Дунайским княжествам)

Карс переходил под власть Турции

условия Парижского мира (1856 г.) не отражали всей глубины военного и дипломатического поражения России (благодаря дипломатии А.Ф. Орлова)

поражение России вынудило Александра II приступить к реформам

итоги, результаты для России русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Берлинский трактат подтверждал отмену нейтрализации Чёрного моря (в соответствии с Лондонской конвенцией1871 г.)

итоги русско-турецкой войны нанесли ущерб «Союзу трёх императоров»

усилился авторитет России среди народов Балканского полуострова

– контроль России над управлением Болгарией (и выработкой её конституции)

Карс (Ардаган, Батум) закреплялись за Россией

решения Берлинского конгресса 1878 г. уменьшили значение военных побед России

Александр II отказался от реформаторской политики (в конце 1870-х гг.)

Названы 2 различия. 2

Названо 1 любое различие. 1

10 класс. П. 75. Вступление на престол Александра II. Отмена крепостного права

1. Воспитателем наследника престола Александра Николаевича был назначен один из образованнейших людей своего времени, известный поэт-романтик, определивший принцип воспитания как «образование для добродетели»

1) Н.Н. Гнедич                           2) В.А. Жуковский        

3) Ф.И. Тютчев                          4) П.А. Вяземский

2. Александр II правил с

1) 1801 по 1825 годы              2) 1825 по 1855 годы

3) 1855 по 1881 годы               4) 1881 по 1894 годы

3. Прочтите отрывок из официального документа и укажите, в каком году был обнародован этот документ. «…Крепостные получат в свое время полные права свободных сельских обывателей... Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупить усадебную их оседлость».

1) 1803 г.       2) 1842 г.

3) 1861 г        4) 1906 г.

4. Какое из перечисленных преобразований относится к внутренней политике Александра II?

1) отмена крепостного права

2) основание военных поселений

3) проведение П.Д. Киселёвым реформы управления государственными крестьянами

4) перевод крестьян на обязательный выкуп

5. Что из перечисленного относилось к результатам реформ 1860 – 1870-х гг.?

1) безвозмездное наделение крестьян землей

2) установление равных прав для всех сословий

3) расширение привилегий дворянства

4) отмена крепостного права

6. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.

В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.

По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?

Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?

7. Сравните содержание преобразований Александра I и реформы Александра II, направленных на решение крестьянского вопроса.

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

8. Назовите не менее трех условий проведения выкупной операции по реформе 1861г. Укажите не менее трех последствий выкупной операции для социально- экономического развития страны.

9. Объясните, в чем состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине 19 века.

Ответы:

1-2, 2-3, 3-3, 4-1, 5-4, 6-

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы следующие основные вопросы, по которым высказывались разные (альтернативные) предложения:

- об условиях личного освобождения крестьян

- о наделении крестьян землей, размерах наделов

- о выкупной сделке, размерах выкупа

 

Верно названы 3 элемента ответа

2

Верно названы 1 – 2 элемента ответа

1

Элементы не названы, или все названы неверно

0

2. Учащийся может привести следующие положения, раскрывающие, как были реализованы названные в 1 части вопросы при проведении реформы 1861 г.:

- крестьяне получали личную свободу (вариант ответа: крестьяне освобождались от крепостной зависимости)

- крестьяне получали земельный надел за выкуп

- размеры крестьянских наделов зависели от плодородности почвы

- заключалась сделка крестьян с помещиком об условиях выкупа земли

- часть крестьянской земли (отрезки) перешла помещикам

- крестьяне получали ссуду от государства (в размере 80% стоимости наделов), которую крестьяне должны были вернуть государству (в течение 49 лет)

- крестьянская община выплачивала помещику 20% стоимости наделов

 

7. С7. Ответ. Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о

различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены:

- преобразования, направленные на освобождение крестьян от крепостной зависимости (указ о «вольных» хлебопашцах 1803 г., Крестьянская реформа 1861 г.)

- согласно указу1803 г. и «Положениям» 1861 г. крестьяне получили земельный надел

- заключалась выкупная сделка между крестьянами и помещиками

- крестьяне получили право переходить в другие сословия

- крестьяне получили право заключать сделки (от своего имени)

Приведены 2 общие черты 2

Приведена 1 общая черта 1

7.2 Различия

содержание преобразований Александра

- запрещение печатать в газетах объявления о продаже крепостных

- сокращение пожалований крепостных крестьян дворянам

- крестьяне получали освобождение от крепостной зависимости по договоренности с помещиком (в соответствии с Указом о «вольных» хлебопашцах 1803 г.)

- в соответствии с указом 1803 г., было освобождено небольшое количество крепостных крестьян

- Указ 1803 г. носил рекомендательный характер

Названы 3 различия 2 Названы 1 – 2 различия 1

8. Три условия проведения выкупной операции:

- за землю нужно выплатить определенную сумму помещику - за основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику (выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка)

- до проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности (временнобязанное состояние)

- государство выплачивало 75-80 % выкупной суммы помещику сразу, остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды от процентами.

Три последствия выкупной операции:

- давала помещикам средства, необходимые для перевода хозяйства на новые условия, возникшие в связи с отменой крепостного

- способствовали консервации полукрепостнических отношений в с/х (отработочная система, испольщина, издольщина)

- негативным образом сказывалась на развитии крестьянских хозяйств, вынужденных отдавать часть произведенного продукта в качестве выкупных платежей

- усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства, его разложение

- втягивала крестьянское хозяйство в рыночные отношения, способствовала развитию товарно-денежных отношений, преодолению натурального хозяйства.

9. Внутренние предпосылки проведения реформ 1861-1871 гг.

- разложение крепостнической системы хозяйствования;

- имения помещиков: их доходность за счет усиления эксплуатации крестьян, а не внедрения новой техники

- натуральное хозяйство крестьян: их бедность, низкая покупательская способность;

- рост крестьянских выступлений;

- необходимость преодоления отсталости российской промышленности: одна из причин- нехватка рабочих рук вследствие крепостной зависимости значительной части населения

Внешнеполитический кризис:

- поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. Главная причина - военно-техническая отсталость страны

Осознание русским обществом, правительственными кругами аморальности крепостного права, необходимости его отмены для преодоления отставания России от ведущих стран Европы.

П. 84. Вступление на престол Александра III

1. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II.

Какие предложения о дальнейших действиях правительства поступили весной 1881 г. императору Александру III? Назовите два предложения. Назовите избранный императором курс и приведите трех мероприятий, которые его реализовывали.

2. Историк и общественный деятель Б.Н. Кавелин полагал, что в царствование Александра III проводился последовательно реакционный кризис: «даже то, что щадила железная рука Николая I, было раздавлено неосмысленною рукою его внука».

Какую точку зрения по вопросу о характере политики Александра III вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами. Подтверждающими вашу точку зрения.

3. В период правления Александра III высказывались критические оценки судебной реформы 1864 г.; пореформенные суды называли опасными говорильнями и утверждали, что они способствуют росту революционного движения.

Какую точку зрения по вопросу о значении судебной реформы вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Ответы:

1. Предложения, поступившие Александру III:

- продолжение реформ предыдущего царствования, создание законосовещательного органа для разработки законопроектов с привлечением выборных от земств (проект Лорис-Меликова);

- усиление самодержавной власти, незыблемость самодержавного принципа правления, отказ от «крайностей» реформ 1860- 1870- х гг. ужесточение полицейских мер борьбы с революционным движением (позиция К.П. Победоносцева)

Сказано о выборе Александром III курса на укрепление самодержавия и названы мероприятия:

- обнародование Манифеста о незыблемости самодержавия

- восстановление всесилия цензуры. Гонения на демократическую печать

- ограничение автономии университетов

- введение института земских начальников для контроля органов крестьянского самоуправления

- отказ от принципа всесословности в деятельности в деятельности земств и городских дум

- ограничение полномочий земств, усиление контроля над ними со стороны губернаторов

- ограничение принципов гласности в судопроизводстве, несменяемости судей.

2. Следующая точка зрения, альтернативная приведенной в задании:

- политика Александра III была не реакционной, а консервативной, она опиралась на российские исторические традиции и способствовали консолидации общества, укреплению экономики. Ослаблению угрозы, связанной с ростом революционного движения.

А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:

- обнародование Манифеста о незыблемости самодержавия

- восстановление всесилия цензуры. Гонения на демократическую печать

- ограничение автономии университетов

- введение института земских начальников для контроля органов крестьянского самоуправления

- отказ от принципа всесословности в деятельности земств и городских дум

- ограничение полномочий земств. Усиление контроля над ними со стороны губернаторов

- ограничение принципов гласности в судопроизводстве. Несменяемости судей

Б. При выборе альтернативной точки зрения:

- указ о превращении временнообязанного состояния и о снижении выкупных платежей

- учреждение Крестьянского банка

- указы, направленные на сохранение и укрепление крестьянского общины

- проведение финансовых реформ, подготовивших условия для финансовой реформы С.Ю. Витте

- принятие законов, заложивших основы рабочего законодательства (запрет труда детей, не достигших 12-летнего возраста; запрет ночного труда женщин и несовершеннолетних; определение условий найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями)

- высокие темпы экономического развития, быстрый рост промышленности, транспорта, внутренней и внешней торговли.

3. Точка зрения, альтернативная приведенной в задании:

Судебная реформа была самой последовательной из Великих реформ 1860-1870-х гг., важным шагом к утверждению равного для всех, независимого, открытого судопроизводства.

А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:

- пореформенные суды в 1860-1870-е гг. подчас выносили оправдательные приговоры лицам. Виновность которых не вызывала сомнений

- известны оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных участникам революционного движения (суд над Верой Засулич)

- судебные заседания вызывали огромный интерес публики, проходили нередко в обстановке сенсационности, воспринимались как источники скандальной информации.

Б. При выборе альтернативной точки зрения:

- пореформенный период был бессословным, старое сословное деление судопроизводство было разрушено, был внедрен принцип независимости и несменяемости судей и судебных следователей

- был создан суд присяжных, выносивших вердикт о виновности или невиновности обвиняемого.

Древняя Русь

1. Какое из названных племён относится к восточным славянам?

1) половцы,               2) печенеги,

3) вятичи.                 4) мурома

2. Какое восточнославянское племя жило в Среднем Поднепровье?

1) кривичи,                2) поляне,

3) северяне,              4) радимичи

3. Волхвами восточные славяне называли

1) жрецов языческой религии,

2) искусных ремесленников,

3) иноземных купцов,

4) византийских воинов.

4. Какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

1) призвание варягов в Новгород,

2) крещение князя Владимира,

3) восстание древлян,

4) первый договор князя Олега с Византией.

5. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) походом князя Олега на Киев,

2) призванием варягов,

3) крещением Руси,

4) созданием «Русской правды»

6. Согласно летописным свидетельствам Рюрик правил во второй половине IX в.

1) во Владимире,    2) в Киеве,

3) в Новгороде,        4) в Смоленске.

7. Военное формирование, состоявшее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий:

а) дружина,                               б) легион,

в) народное ополчение,             г) фаланга.

8. Столицей своих земель князь Олег объявил:

а) Новгород,                              б) Киев,

в) Чернигов,                              г) Полоцк.

9. Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано

1) межплеменной рознью древлян и вятичей

2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян

3) нежеланием древлян принимать христианство

4) насильственным набором древлян в дружину князя Святослава

10. Полюдьем в Древней Руси называли

1) собрание мужчин-общинников

2) военное формирование, находящееся на службе у князя

3) сбор князем дани с подвластных земель

4) пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца

11. Князем-воином именовали

1) Владимира Мономаха,        

2) Ярослава Мудрого,                               

3) Святослава Игоревича.

12. Какое событие связано с именем княгини Ольги?

1) создание славянской письменности,

2) поход на Волжскую Булгарию,

3) введение подушного налогообложения,

4) установление фиксированного размера дани с подвластных племён.

13. Что из перечисленного было одним из результатов крещения Руси?

1) княжеские усобицы

2) распространение грамотности

3) возникновение феодальной собственности на землю

4) набеги кочевников на русские земли

14. Какой год считается датой крещения Руси?

1) 970.                           2) 980,                  3) 988,                  4) 1015.

15. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

1) стремление к укреплению великокняжеской власти,

2) необходимость создания свода законов Руси,

3) распад древнерусского государства на несколько самостоятельных центров,

4) необходимость свержения монголо-татарского владения над Русью.

16. Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь. 

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

1) съезде князей в Любече

2) решении Стоглавого собора

3) решении первого Земского собора

4) походе новгород-северского князя Игоря против половцев

17. Что из указанного относится к XII веку?

1) княжение Ярослава Мудрого,

2) походы Святослава на печенегов,

3) приглашение Владимира Мономаха на княжение в Киев,

4) борьба Александра Невского с немецкими и шведскими рыцарями.

18. Одним из первых древнерусских каменных храмов был

1) Успенский в Москве,       3) Покровский в Москве,

2) Софийский в Киеве,         4) Дмитриевский во Владимире.

19. Как называется произведение, написанное Владимиром Мономахом и обращённое к его детям?

1) «Завещание»,                     2) «Наставление»,

3) «Поучение»,                        4) «Моление»

20. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) крестьянин, заключивший с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободный крестьянин-общинник

В) человек, находящийся в полной зависимости от хозяина земли

Г) крестьянин, взявший ссуду

1) смерд

2) холоп

3) закуп

4) тиун

5) рядович

21. Как называлось наследственное владение, которое можно было продать, купить, завещать?

1) удел,                                       2) поместье,

3) вотчина,                                  4) кормление.

22. Как называли в Древней Руси людей, которые должны были работать на землевладельца, пока не отрабатывали взятый ими заём?

1) крестьянами,                       2) закупами,

3) холопами,                            4) крепостными.

23. Свободные земледельцы-общинники в Древней Руси назывались

1) смерды,                                   2) холопы,

3) изгои,                                      4) закупы.

24. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

1) княгиня Ольга;                    2) князь Игорь;               3) Святослав

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

Ответы: 1-3, 2-2, 3-1, 4-1, 5-2, 6-3, 7-3,8-2,9-2, 10-3, 11-3, 12-4, 13-2, 14-3, 15-1, 16-1, 17-3,18-2, 19-3, 20-5123, 21-3, 22-2, 23-1,

24. Критерии оценивания. Баллы

К1. Время жизни исторического деятеля 1

Правильно указано время жизни исторического деятеля 1 Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано 0

К2. Характеристика основных направлений деятельности 2

Правильно указаны основные направления деятельности исторической личности 2

При характеристике основных направлений деятельности исторической личности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельность 1

Основные направления деятельности исторической личности не указаны. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа 0

К3. Характеристика основных результатов деятельности 2 Правильно указаны основные результаты деятельности исторической личности 2

При характеристике основных направлений деятельности исторической личности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла 1 Основные направления деятельности исторической личности не указаны. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа 0

Максимальный балл 5

10 класс. П. 92. Искусство

1. Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х–1890-х гг.?

1) классицизм,                         2) романтизм,

3) академизм,                          4) передвижники

2. Кто собрал и подарил Москве в XIX в. крупнейшую коллекцию русского изобразительного искусства?

1) купец П.М. Третьяков

2) купец С.И. Мамонтов

3) император Николай II

4) император Александр III

3. Прочтите отрывок из письма и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

«Вчера прочел я, что братья Третьяковы подарили свою миллионную галерею городу Москве… Заявление Ваше в городскую Думу произвело… впечатление потрясающее. Прославлять такое истинно отечественное дело не приходится. Но я всё-таки не мог удержаться, чтобы не послать вам самый искренний, самый задушевный привет».

1) 1810-е гг.                                2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.                                4) 1920-е гг.

4. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин?

1) Товарищество передвижных художественных выставок

2) «Бубновый валет»

3) «Серапионовы братья»

4) Ассоциация художников революционной России

5. Укажите характерные черты демократизации культуры в России во второй половины 19 века.

Ответы: 1-4, 2-1,3-3, 4-1

5. Развитие образования:

- развитие среднего и высшего образования – увеличение числа гимназий, училищ. Университетов. Появление женских курсов (эти формы образования оставались труднодоступными для представителей непривилегированных сословий)

- создание сети начальных земских школ

- открытие училищ, воскресных школ для рабочих

Культурно- просветительские учреждения

- расширение сети публичных библиотек

- основание музеев, открытие музеев для публичного посещения (галерея П.М. Третьякова в Москве и др.)

- развитие издательского дела, журналистики (увеличение числа газет и журналов, выпуск недорогих изданий, доступных для широкого круга читателей, – И.Д. Сытин)

Рост интереса к жизни народа

- появление образа «человека из народа» в художественных произведениях

- интерес к народному творчеству, отражение его мотивов в искусстве

- развитие традиционных художественных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Павловский Посад)

Вывод: начавшийся процесс демократизации не устранял сословных разграничений в культурной жизни

10 класс. П. 82. Народничество 1870-х гг.

1. Что из перечисленного относилось к деятельности революционных народников?

А) пропаганда среди крестьян

Б) составление «Русской правды»

В) увлечение теориями французского Просвещения

Г) издание «Словаря иностранных слов»

Д) увлечение теориями «общинного», «крестьянского» социализма

Е) террор против правительственных чиновников и царя

Укажите верный ответ.

1) А Д Е                          2) А В Д

3) Б Г Е                           4) Г Д Е

2. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории

Из сочинения философа Н.А. Бердяева.

«В России было сильное народническое движение, которое выразилось в <движении революционных народников в деревню>… Интеллигенты-народники хотели слиться с народом, хотели просвещать народ, послужить крестьянам в их насущных нуждах и интересах. Они хотели земли и воли для народа и с этим связана была подпольная организация «Земля и Воля». Неуспех этого <движения революционных народников в деревню>, в котором было проявлено столько самоотвержения и жертвоспособности, столько веры и надежды, столько благородства, связан был, конечно, с тем, что натолкнулся на правительственные репрессии и преследования, но не только с этим.

Драма народнического движения была прежде всего в том, что народ не принял интеллигенции и народ сам отдавал интеллигентов-народников, жертвенно и бескорыстно желавших послужить народу, в руки властей. Народу, под которым понималось главным образом крестьянство, было чуждо «миросозерцание» интеллигенции, народ все еще оставался религиозным, православным и безрелигиозность интеллигенции его отталкивала. Народ увидел барскую затею в "движении революционных народников" в народ. Все это вплотную поставило перед сознанием народнической интеллигенции

политическую проблему и привело к выработке новых методов борьбы».

С1. Укажите название движения революционных народников, о котором идет речь

в приведенном отрывке, и даты этого движения.

С2. На основе текста источника и знаний по истории укажите цели участников

названного движения. Назовите не менее трех положений (целей).

С3. Каковы были, по мнению автора, причины неуспеха названного движения?

Назовите не менее трех причин.

Ответы: 1-1,

С1-3

С1. Может быть указано, что

- речь идет о «хождении в народ»

- даты этого движения – 1873–1876 гг. (середина 1870-х гг.)

Приведены название и даты начала движения 2 Приведен 1 элемент ответа 1

С2. Могут быть указаны цели участников движения:

- просвещение народа

- помощь крестьянам в их нуждах и интересах

- решение аграрного вопроса

- освобождение народа от угнетения

- пропаганда революционных идей (попытки поднять крестьян на революционное выступление)

Названы 3 любых положения (цели) 2 Названы 1 – 2 любых положения (цели) 1

С3. Могут быть названы следующие причины неуспеха движения:

- репрессии против участников «хождения в народ»

- народ оказался невосприимчивым к (социально-политическим) теориям народников

- крестьян отталкивала безрелигиозность участников «хождения в народ»

Названы 3 причины неуспеха движения 2 Названы 1 – 2 причины 1

10 класс. П. 67. Общественное движение в годы правления Николая I

1. Как назывались представители русской общественной мысли 1830–1850-х гг., идеализировавшие историческое прошлое России, выступавшие за самобытный путь развития страны?

1) славянофилами

2) социал-демократами

3) западниками

4) декабристами

2. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин были

1) западниками                       2) социалистами

3) декабристами                     4) славянофилами

3. Какие из перечисленных ниже положений составляли содержание взглядов славянофилов?

А) идеализация исторического прошлого России

Б) требование ликвидации помещичьего землевладения

В) отрицательное отношение к преобразованиям Петра 1

Г) увлечение теориями «общинного» социализма

Д) осуждение крепостного права

Е) поддержка крестьянских бунтов

Укажите верный ответ.

1) А В Е                                         2) А В Д

3) В Г Д                                         4) Г Д Е

4. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности. И представления, которых придерживались в середине 19 века славянофилы. Что было общим, а что – различным.

5. В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».

Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете наиболее убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами подтверждающими избранное вами суждение.

Ответы: 1-1, 2-1, 3-2,

4. Общие характеристики:

- представление о самобытности исторического пути России, его отличии от исторического пути Запада;

- убеждение в благотворительности самодержавия для российского общества;

- представление в особой роли православия как духовной основы российского общества.

Различия:

Теория официальной народности

Взгляды славянофилов

Главная задача – сохранение сложившихся порядков на основе триады «православия, самодержавия, народности», отказ от реформ

Защита самодержавия как единственной формы правления, которую поддерживает русский народ

Сохранение крепостного права как формы опеки народа помещиками

Сохранение цензуры

Идеализация прошлого России, представление о единстве истории страны           

Признание необходимости реформ, существенных преобразований в общественной жизни России

Сохранение самодержавия при обязательном дополнении силы самодержавной власти мнением общества («сила власти- царю, сила мнения- народу»), воссоздание Земского Собора

Отмена крепостного права

Осуществление принципа свободы печати

Резко критическое отношение к деятельности Петра 1. Представление о «разрыве» русской истории в результате осуществленных им преобразований.

5. Суждения:

А.

- противоречиями российской действительности, в первую очередь между насущными потребностями национального развития России и самодержавно-крепостническим строем;

- влиянием на идейное становление декабристов либеральных идей в ходе проведения реформ Александром I. (в первый период царствования);

Б. впечатлениями Отечественной войны 1812 г., ускорившими идейное становление декабристов;

В. восприятием участниками движения декабристов опыта социально- политического развития стран Европы, Латинской Америки.

Аргументы:

А.

- крепостническая система хозяйствования осознавалась как тормоз экономического развития России;

- участники тайных обществ воспринимали крепостную зависимость крестьян как аморальное, позорное для России явление;

- отход императора от проведения либеральных реформ привел к выводу о том. Что прогрессивные преобразования могут осуществить лишь участники тайных обществ.

Б.

- во время Отечественной войны происходило сближение представителей сословий;

- декабристы пришли к убеждению, что русский народ, отстоявший независимость России, освободивший страны Европы от владычества Наполеона, достоин лучшей участи

В.

- декабристы восприняли идеи века Просвещения, Французской революции конца 18 в.,

- революционные события в странах Европы (Испании, Пруссии), Латинской Америки оказали влияние на декабристов;

- во время Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. будущие декабристы воочию убедились, что народы европейских стран обладают большими свободами, чем народы России.

10 класс. П. 78. Сельское хозяйство и промышленность

1. В 1856 г. Александр II заявил:

«Сделанное моим отцом – хорошо сделано. Царствование мое будет продолжением его царствования». Какое другое суждение о преемственности внутренней политики Александра II вам известно? Какое из суждений вы считаете верным?

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.

2. Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840-1850-е гг. и в 1861-1880-е гг. Укажите, что было общим, а что – различным.

3. Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала 19 в. До реформ 1860-1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что – различным (укажите не мене трех различий)

4. Сравните состояние с/х в России с начала 19 века до реформ 1860-1870-х гг. И после реформ 1860-1870-х гг. вплоть до конца 19 века. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что различным (назовите не менее трех различий).

Ответы:

1.

- Александр II проводил внутреннюю политику, во многом отличную от политики Николая I

- во внутренней политике Александра II сочетались преемственность и отличия от политики Николая I

2. При выборе суждения, изложенного в задании:

- сохранение самодержавной власти при Александре II

- сохранение сословий

- проведение крестьянской реформы 1861 г. являлось продолжением предпринятых Николаем I мер, направленных на освобождение крепостных крестьян

- издание указа 1842 г. об «обязанных крестьянах»

- принятие в 1848 г. закона, по которому крепостные крестьяне могли покупать недвижимую собственность (с согласия помещика)

При выборе другого суждения, отличающегося от приведенного в задании:

- упразднение труда приписных и посессионных крестьян

- освобождение крестьян от крепостной зависимости

- получение освобожденными от крепостной зависимости крестьянами права перехода в другие сословия, заключения сделок на свое имя

- разработка (М.Т. Лорис-Меликовым) проекта созыва выборных от земств с правом совещательного голоса

- проведение Судебной реформы (1864 г., создание суда присяжных заседателей)

- проведение Земской реформы (1864 г., реформа местного самоуправления, создание земств)

- проведение школьной реформы (1864 г., среднее образование стало более доступным для детей из низших сословий)

- восстановление автономий университетов

- ослабление цензурных запретов в 1860-е – начале 1870-х гг.

- проведение военной реформы (1860–1870-е гг., введение всесословной воинской повинности)

При выборе суждения «во внутренней политике Александра II сочетались

преемственность и отличия от политики Николая I»:

- могут быть приведены аргументы из вышеназванных суждений

Названо суждение, отличное от приведенного в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 3 факта (положения) в качестве аргументов 4

2. Общие черты:

- внедрение машин на производстве;

- развитие новых видов транспорта (железнодорожное строительство, развитие пароходного сообщения);

-постепенная замена труда лично зависимых работников трудом наемных работников;

- недостаточное оснащение сельскохозяйственного производства машинной техникой;

- сохранение промыслов (промыслового села);

- применение внеэкономических методов эксплуатации работников.

Различия:

В 1840-1850-е гг.

Незначительная доля наемного труда в промышленности

Использование труда крепостных крестьян на помещичьих мануфактурах

Применение труда посессионных. Приписных крестьян

- Создание новых отраслей промышленности (машиностроение)?

В 1861-1880-е гг.

Переход к применению наемного труда в промышленности

Переход к применению труда наемных работников на помещичьих мануфактурах

Упразднен труд посессионных, приписных крестьян

-Основание крупных капиталистических предприятий

3. Общее:

- переход от мануфактуры к фабрике;

- постепенная замена ручного труда машинным;

- переход к труду наемных работников;

- связь значительной части работников с деревней.

Различия:

С начала 19 века и до реформ 1860-1870-х гг.

Начало внедрения паровых машин на предприятиях

На предприятиях, принадлежавших государству, применялся в основном труд крепостных крестьян- отходников, посессионных крестьян, приписных крестьян

На предприятиях, принадлежавших помещикам, преобладал труд крепостных крестьян, отрабатывающих на производстве барщину, труд наемных работников использовался в отдельных случаях

На мануфактурах, основанных крепостными «капиталистами» крестьянами, применялся в основном труд крепостных крестьян (помещичьих крестьян)            

После Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота

В основном завершение технического перевооружения предприятий (широкое применение паровых машин)

На государственных предприятиях использовался труд наемных работников

На предприятиях, принадлежавших помещикам, увеличилась численность наемных работников

На мануфактурах, основанных в дореформенное время крепостными крестьянами, применялся труд наемных работников

4. Общее в развитии с/х дореформенной и пореформенной России, например:

- замедленные темпы формирования капиталистических отношений в с/х;

- замедленное внедрение машинной техники в с/х;

- сохранение помещичьего землевладения;

- малоземелье крестьян;

- традиционные методы ведения хозяйства большинством крестьян

- существование крестьянской общины.

Различия:

До реформ 1860-1870-х гг.

Кризис крепостнической системы хозяйствования

Упадок помещичьих хозяйств

Применение труда крепостных крестьян в помещичьих хозяйствах

Незначительное использование наемных рабочих в помещичьих хозяйствах

Незначительное использование с/х техники, достижений агрономии в хозяйствах помещиков и крестьян

Имущественное расслоение крестьянства

Отходничество оброчных крестьян не изменяло их сословную принадлежность

Рост товарности с/х

Перестройка с/х на капиталистических основах (при сохранении пережитков крепостничества)

После реформ 1860-1870-х гг. вплоть до конца 19 века.

Увеличение количества разорившихся помещичьих хозяйств

Переход помещиков к полукрепостническим методам эксплуатации

Более широкое использование наемной рабочей силы в помещичьих хозяйствах

Увеличилось применение с/х техники и достижений агрономии

Ускорение роста товарности с/х

Ускорение социального расслоения крестьянства

Уход освобожденных от крепостной зависимости крестьян на заработки мог изменить их сословную принадлежность