Обществознание. Кустышева Т.Р. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию Тесты с ответами

Т.Р. КустышеваАвтор: Татьяна Романовна Кустышева

Смотреть в формате PDF

10 класс. П.23. Политическая идеология

1. Для консервативной идеологии характерно признание

1) ценностей традиций, преемственности

2) классовой борьбы в качестве двигателя истории

3) государственной собственности как основы экономики

4) имущественного равенства

2. Только в государстве, в котором существует тоталитарный политический режим,

1) формируются органы государственной власти, армия, полиция, суд

2) взимаются налоги на содержание государственного аппарата

3) господствует единая политическая идеология и единая партия

4) выходят разнообразные печатные средства массовой информации

3. Для какой из ведущих политических идеологий характерно высказывание: «Государство, страну нельзя рассматривать как чистый лист, всякое начертание в анналы истории страны должно опираться на опыт и устои предков»?

1) консервативной

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

4. В программе политической партии записано: «В качестве главной ценности партия признает свободу индивидуальной личности. Задача государства заключается в охранении границы свободы одной личности от свободы другой». Какой идеологии придерживается данная партия?

1) марксистской

2) либеральной

3) консервативной

4) социалистической

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические идеологии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы: 1-1, 2-3, 3-1, 4-2,

5.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

 

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о политической идеологии.

Политические идеологии – проявление теоретического уровня политического сознания.

2) Формы представления политической идеологии:

а) социально-политические теории;

б) политические программы;

в) выступления государственных и политических деятелей.

3) Современные политические идеологии:

а) либерализм;

б) консерватизм;

в) социал-демократия;

г) коммунизм;

д) национализм и фашизм.

4) Политическая пропаганда как средство продвижения политической идеологии.

5) Специфика формирования политических взглядов в современной РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

 

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).

3

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован.

ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

3

П.24. Демократия

1. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

А. Президент РФ, согласно Конституции, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б. Президент РФ, согласно Конституции, является Председателем Правительства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы?

А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственная власть в Российской Федерации

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

Законодательная

Федеральное Собрание РФ

Исполнительная

 

4. Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду

2) получить специальное образование

3) платить законно установленные налоги и сборы

4) разрешать споры в судебном порядке

5) защищать Отечество

5. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

1) 21 года

2) 25 лет

3) 30 лет

4) 35 лет

6. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

3) голосование на участках является тайным

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений

7. Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

8. Раскройте сущность представительной демократии и приведите три примера ее проявления в политической жизни современных государств.

9. В государстве Z после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определён круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания, и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.

10. Назовите три органа высшей государственной власти в РФ и укажите одно из полномочий каждого органа.

Ответы: 1-1,2-1, 3-Правительство, 4-135, 5-4, 6…, 6-4, 7-3

8. Содержание верного ответа и указания к оцениванию

В ответе должна быть:

1) раскрыта сущность представительной демократии:

? осуществление народом властных полномочий через избранные им государственные органы, через своих представителей (парламентариев);

2) приведены примеры, допустим:

? граждане участвуют в парламентских выборах (избирают состав высшего законодательного органа страны – парламента);

? граждане участвуют в выборах депутатов местного законодательного собрания;

? граждане участвуют в выборах президента страны, который также представляет их интересы;

? граждане участвуют в выборах органов местного самоуправления.

Могут быть приведены другие примеры.

Раскрыта сущность представительной демократии, приведены три верных примера 3

Раскрыта сущность представительной демократии, приведены два верных примера,

ИЛИ сущность представительной демократии не раскрыта, но приведены три верных примера 2

Раскрыта сущность представительной демократии, приведен один верный пример,

ИЛИ сущность представительной демократии не раскрыта, но приведены два верных примера 1

Максимальный балл 3

9. В ответе могут присутствовать следующие позиции:

1)ответ, например, выборы нельзя считать демократическими;  

2) два признака демократических выборов, например:

  • демократические выборы отличаются конкурентной борьбой;
  • выдвигаются альтернативные кандидатуры;
  • выборы проводятся регулярно;
  • выборы представляют собой свободное волеизъявление граждан.

Могут приводиться и иные верные признаки демократических выборов.

Дан правильный ответ, и приведены два признака – 3

10. В распечатке.

11 класс. П. 26. Духовная культура

1. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств.

К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак этой формы культуры.

2. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) уровень воспитанности

2) вся преобразовательная деятельность человека

3) производство материальных ценностей

4) художественное творчество

3. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

1) обществом

2) культурой

3) искусством

4) наукой

5. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1) стремление к достоверности

А) наука

2) обоснованность предположений

Б) искусство

3) субъективность

 

4) образное отражение реальности

 

6. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач

1) элитарной культуры

2) поп-культуры

3) массовой культуры

4) духовной культуры

7. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать

1) культурой

2) экономикой

3) мировоззрением

4) историей

8. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника

2) общество

3) экономика

4) культура

9. Ещё всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности – церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей.

Ныне они доступны всем – миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг. Массовая информация стала синонимом массовой культуры, её главнейшим, если не единственным, проводником, воплощением на практике идеи глобализации мира.

Многие скажут, что такова закономерность нашего времени. Всё больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» – без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт – все эти сферы жизни современного человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством: находясь в Европе, я могу с помощью Интернета общаться с людьми в Америке и Азии, сидя перед телевизором в Сибири, быть свидетелем Олимпийских игр в Афинах…

Телевидение, а в ещё большей степени компьютер, Интернет – символ ХХI века – не дополнение, не сопровождение жизни, они сама жизнь – мировоззрение, мироощущение человека ХХ – ХХI веков.

(М. Чегодаева)

1. Приведите любые три авторские характеристики духовной жизни людей прошлого.

2. В чем, по мнению автора, проявляется единство современного мира? Укажите любые три проявления.

3. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами авторскую оценку массовой культуры как воплощения глобализации.

4. Согласны ли вы с мнением автора, что компьютер, Интернет –мировоззрение, мироощущение человека ХХ–ХХI веков? Подтвердите свое мнение тремя аргументами

10. Массовая культура ... отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в ее практику.

Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены... бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее ... Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция... Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.

(П.С. Гуревич)

С1. В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? Назовите четыре негативных последствия.

С2. Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором?

С3. Опираясь на содержание текста, знания курса и собственный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания».

С4 Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.

Ответы: 1…., 2-3, 3-3, 4-2, 5 – ААББ, 6-4, 7-1, 8-4

1. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) форма культуры: фильм относится к элитарной культуре;

2) признаки элитарной культуры,

- сложность содержания;

- не нацеленность на получение коммерческой выгоды

3) дополнительный признак, например, определенная подготовленность слушателей, зрителей, читателей к восприятию этих произведений. Правильно названа форма культуры, указаны два признака по условию задания, приведен дополнительный признак.   3

Правильно названа форма культуры и указаны два любые признака. 2

Правильно названа форма культуры и указан один любой признак. 1

Максимальный балл 3

4. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

В правильном ответе могут быть приведены следующие авторские характеристики:

1) «...большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга»;

2) «Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетические потребности – церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы

называем народным искусством»;

3) «Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь

тончайшему слою состоятельных и образованных людей».

Приведены три характеристики 2

Приведены две характеристики 1

Приведена одна характеристика,

Максимальный балл 2

В чем, по мнению автора, проявляется единство современного мира? Укажите любые три проявления.

В правильном ответе могут быть указаны следующие проявления:

1) «Всё больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» – без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям,

где на них «есть спрос»;

2) наука, техника, туризм «приобретают общечеловеческий характер»;

3) Интернет позволяет общаться с людьми на другом конце света;

4) телевидение дает возможность приобщиться к жизни

обитателей других стран и континентов.

Проявления могут быть сформулированы иначе

Указаны любые три проявления 2

Указаны любые два проявления 1

Максимальный балл 2

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами авторскую оценку массовой культуры как воплощения глобализации.

Могут быть приведены следующие примеры, иллюстрирующие связь массовой культуры с процессом глобализации:

1) героям латиноамериканских телесериалов сопереживают домохозяйки всех частей света, т. е. утверждаются единые представления о жизненных приоритетах, моделях

поведения и пр.;

2) литература, кино наиболее популярных в массовой культуре жанров, например, фэнтези и пр., обращены ко всем жителям планеты без учета этнокультурных различий;

3) звезды шоу-бизнеса становятся объектами поклонения в самых различных государствах мира.

Могут быть приведены другие примеры

Приведены три уместных примера 3

Приведены два уместных примера 2

Приведен один уместный пример 1

Согласны ли вы с мнением автора, что компьютер, Интернет – мировоззрение, мироощущение человека ХХ–ХХI веков? Подтвердите свое мнение тремя аргументами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение выпускника – согласие или несогласие с точкой зрения автора текста;

2) аргументы:

? в случае согласия с точкой зрения автора могут быть приведены аргументы, отражающие роль информационных технологий в современном обществе; динамику развития информационных технологий и их влияние на развитие отдельного человека и общества в целом; наличие виртуальной реальности; наличие в обществе идей технократизма и технофобии;

? в случае несогласия с мнением автора могут быть приведены аргументы, отражающие непреходящую ценность традиционных социальных институтов, влияющих на формирование мировоззрения человека.

Могут быть приведены иные аргументы

Мнение выпускника сформулировано и подтверждено тремя аргументами 3

10. В распечатке.

11 класс. П. 23. Отрасли российского права

1. В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?

1) административном

2) арбитражном

3) гражданском

4) уголовном

2. Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу

2) в прокуратуру

3) в суд

4) к уполномоченному по правам человека

3. Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

A) подозреваемый

Б) прокурор

В) адвокат

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

1) обвинение

2) защита

4. Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Ее остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?

1) уголовное

2) дисциплинарное

3) гражданское

4) административное

5. Высший юридической силой на территории России обладают(-ет)

1) федеральные законы РФ

2) Конституция РФ

3) указы Президента РФ

4) постановления Правительства РФ

6. Гражданское право – это отрасль права, которая

1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной деятельности и государственного управления

2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4) регулирует основы государственно-территориального устройства

7. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обратиться для защиты своей чести и достоинства в

1) прокуратуру

2) управление внутренних дел

3) адвокатуру

4) суд

8. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) предпринимательского

9. Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду

2) получить специальное образование

3) платить законно установленные налоги и сборы

4) разрешать споры в судебном порядке

5) защищать Отечество

10. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1) Они совместно владеют квартирой.

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

11. Назовите любые три роли членов семьи.

12. В знак протеста против ареста своих товарищей, группа молодых людей устроила несанкционированный митинг около здания суда: они развернули плакаты в защиту арестованных и скандировали лозунги. Подъехавший наряд милиции арестовал митингующих. Являются ли действия милиции правомерными? Приведите один аргумент в защиту своей точки зрения. Статьи какого кодекса регулируют данные

правоотношения?

13. Конституция является

1) доктриной внешней политики государства

2) кодексом законов

3) основным законом государства

4) формой государственного правления

14. Гражданским правонарушением является

1) продажа недоброкачественного товара в магазине

2) забастовка шахтеров

3) продажа легких наркотиков на дискотеке

4) продажа квартиры в кредит

15. Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.

16. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

17. Что из перечисленного ниже является примером правонарушения?

1) Гражданин С. отказался уступить место в транспорте женщине.

2) Гражданин С. похитил вещь гражданина Т.

3) Гражданин С. отказался аплодировать исполнителю концерта.

4) Гражданин С. опоздал на театральный спектакль.

18. Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

2) она принимается парламентом страны

3) ей должны соответствовать все нормативные акты

4) она детально определяет нормы всех отраслей права

19. К уголовным преступлениям в отличие от административного проступка относится

1) изготовление, хранение и сбыт наркотиков

2) переход улицы в неустановленном месте

3) безбилетный проезд в общественном транспорте

4) нарушение правил пожарной безопасности

20. Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

21. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет

2) 18 лет

3) 21 года

4) 14 лет

22. Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные

правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Судопроизводство

ПРОЦЕСС

ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА

Уголовный

Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания

Исковые дела по спорам, возникающим из

семейных правоотношений

24. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Извлечение из Семейного Кодекса РФ.

Статья 80.

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < ... >

Статья 81.

1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и(или) иного дохода родителей.

2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.

1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

С1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов

С2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть при влечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

С3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая ИЗ приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений детей и родителей, регулируемый Семейным кодексом.

С4 В некоторых регионах России местные власти при меняют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

25. Статья 31.

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Статья 32.

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33.

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Статья 35.

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только

совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишённые родительских прав.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещённых в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

(Извлечение из Гражданского кодекса РФ)

С1. Назовите три возможных обстоятельства, в которых над несовершеннолетними устанавливаются опека и попечительство. Какие требования законодатель предъявляет к опекуну (попечителю)? Назовите три таких требования.

С2. Укажите отличие опеки от попечительства. Каково различие в полномочиях опекуна и попечителя?

С3. Объясните, почему правоотношения опеки и попечительства регулируются нормами гражданского права. Какая ещё отрасль права регулирует эти отношения? Укажите специфику рассмотрения вопросов опеки и попечительства нормами этой отрасли.

С4. В публикациях некоторых СМИ высказывалось мнение о том, что опеку и попечительство должны осуществлять государственные органы, а частные лица могут лишь усыновлять детей. Приведите по два возможных аргумента сторонников и противников этой позиции.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Ответы: 1-3,2-2, 3-21212, 4-4, 5-2, 6-3,7-4,8-1, 9-135,10-4, 13-3, 14-1, 15-3,

16. Ответ должен содержать следующие позиции:

1. утверждения о том, что имело место правонарушение;

2. три признака, например:

  • было совершено действие (старшеклассник взял диск);
  • действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку
  • были нарушены нормы права (диск был взят без разрешения владельца, то есть в данном случае нарушено право собственности);
  • подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;

подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство. 3 балла

17-2, 18-3, 19-1, 20-1, 21-1, 22-2, 23 - гражданский

19. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть названы следующие роли:

? супруг (или жена и муж);

? родитель;

? ребенок (или дочь, сын).

Могут быть названы другие роли членов семьи.

Названы три роли при отсутствии неверных позиций 2

Названы две роли при отсутствии неверных позиций,

ИЛИ названы три роли, но наряду с верными присутствует неверная(-ые) позиция(-и) 1

Названа одна роль при отсутствии неверных позиций, ИЛИ названы две роли, но наряду с верными приведена(-ы) неверная(-ые) позиция(-и), 0

Максимальный балл 2

12. Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть следующие элементы:

1) утвердительный ответ; 2) аргумент, например:

? при проведении несанкционированных митингов, шествий и других массовых мероприятий может произойти сбой в движении транспорта;

3) кодекс – административный.

Ответ содержит три элемента 3

Ответ содержит любые два элемента 2

Ответ содержит любой один элемент 1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл 3

24. С1. В правильном ответе должны быть названы три установленных законом обстоятельства:

1) количество детей;

2) материальное положение сторон;

3) семейное положение сторон.

Правильно названы три обстоятельства. 2

Правильно названы два обстоятельства. 1

Правильно названо только одно обстоятельство. 0

С2 В правильном ответе могут быть указаны следующие обстоятельства:

1) тяжелая болезнь ребенка; 2) увечье детей; 3) необходимость оплаты постороннего ухода.

Правильно названы три обстоятельства. 2

Правильно названы два обстоятельства. 1

С3. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) указаны аспекты отношений детей              и родителей, которые регулируются каждой из приведенных статей, например:

- обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей (Ст.80);

- размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке (Ст. 81);

- участие родителей в дополнительных расходах на детей (Ст.86)

- обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей (Ст.87).

2) любой другой аспект отношений родителей и детей, регулируемый Семейным кодексом, например:

- заключение и прекращение брака;

- формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.

Может быть назван любой другой аспект отношений родителей и детей, регулируемый Семейным кодексом. Правильно названы аспекты каждой из четырёх приведенных статей и любой другой аспект. 3

Правильно названы всего три-четыре аспекта. 2

Правильно названы два аспекта. 1

С4. В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:

1) Общество не одобряет такого отношения к детям и родителям, в данной ситуации негативное отрицательное мнение может стать сильным внешним раздражителем.

2) Такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, возможно ему станет стыдно и он пересмотрит свое отношение к выполнению обязанностей по отношению к содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.

3) Такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности.

Могут быть приведены другие объяснения.

Приведены три объяснения. 3

Приведены два объяснения. 2

Приведено одно объяснение.

25. В распечатке

26. В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности:

1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);

2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);

3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);

4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

Могут быть приведены другие примеры. Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания. 3

Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.

ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера. 2

Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.

ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера. ИЛИ Правильно названы только три основания. ИЛИ Приведены только два-три примера. 1

Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. 0

Максимальный балл 3

11 кл. П.27. Наука, образование, искусство

1. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

1) объяснительная

2) прогностическая

3) социальная

4) мировоззренческая

2. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1) глобализации

2) гуманизации

3) компьютеризации

4) профилизации

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

4. Выберите верное утверждение об образовании в РФ.

1) Среднее образование в РФ дает только общеобразовательная школа.

2) В РФ предусмотрена возможность завершения средней общеобразовательной школы в системе экстерната.

3) Среднее полное (общее) образование является в РФ обязательным.

4) Ученик не может быть исключен из среднего общеобразовательного учреждения.

5. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

1) стремление к достоверности

А) наука

Б) искусство

2) обоснованность предположений

3) субъективность

4) образное отражение реальности

6. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

1) искусства

2) науки

3) производства

4) образования

7. Верны ли следующие суждения о цели науки?

Цель науки –

А. описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

8. Запишите слово, которое завершает следующую фразу:

«Художественное творчество, проявляющееся в архитектуре, живописи, литературе, музыке, танцах, постановках кино и театра, – это…

9. Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

1) познавательную

2) мировоззренческую

3) прогностическую

4) социальную

10. В ряде развивающихся стран (54 из 120) женщины не могут получить полноценного образования. Так, в Индии менее 40% девочек оканчивают начальную школу и только 1% получают высшее образование. В Непале средний возраст невесты – 15 лет. Сделайте три вывода из приведённых данных.

11. Прочитайте текст и выполните задания СI-С4. I

Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.

На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В XIX веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство «...» Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства - опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники) «...»

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое' волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определенный минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире - гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества - человека-труженика.

(С.Э. Крапивенский)

С1. Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

С2. Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.

С3. Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.

С4 Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.

12. Прочитайте текст и выполните задания СI-С4

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстракт логической форме и основанное на данных научных исследований «...»

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений «...»

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследован проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом «...»

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности «...»

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

С1.Укажите любые три из при водимых в тексте определений понятия «наука»

С2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?

С3 Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований и науки, изучающие эти проблемы.

С4 Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.

13. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих

школу.

Ответы: 1-3, 2-2, 3-обоснованность. 4-2, 5 –ААББ, 6-1, 7-3, 8-искусство, 9-4, 10 – в распечатке 11- в распечатке, 12 – в распечатке

13. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) выводы, например:

? Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу;

? уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

2) возможная причина, допустим:

? низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

? значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду.

Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

Сделаны два вывода, указана причина. 3

Сделан один вывод, указана причина. 2

Сделаны только два вывода. ИЛИ Указана одна причина. 1

Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный. 0

Максимальный балл 3