Русский язык. 6 класс. Макарова Т.И. Урок по теме «Лексика и фразеология»

Т.И. МакароваАвтор: Татьяна Изосимовна Макарова

Тема урока: «Чтоб не осталось в стороне никого»

Цель: повторить материал. Обобщить знания по теме: «Лексика и фразеология»

Ход урока:

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок КВН. Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение:

Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опущенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Носить воду решетом (бессмысленная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Набрал в рот воды (молчаливый)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Воды не замутит (тихий человек)

Как две капли воды (очень похожи)

Прошел огонь и воду (всё испытал).

- А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, точно. Здесь понадобятся наши знания и «весёлое лукавство ума», как поет в своей песне Высоцкий.

Ученик

Много прекрасного в странной стране.

Можно запутаться и заблудиться,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то всё и дело.

Учитель. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода.

1 вариант. Кто больше запишет слов

(утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло)

2 вариант. Со словом «Нос»

(зарубить на носу, клевать носом, не показывать носа)

Учитель: обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний могут быть как устойчивые, так и свободные. Н-р, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечем напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая команда составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.

- высунуть язык

гладить по головке

кормить завтраками

- намылить шею

прокладывать дорогу

протянуть руку

Учитель. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. (поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде)

На карточках написаны имена

Ерема (я ему про Фому, а он мне про Ерему)

Емеля (мели Емеля – твоя неделя)

Маланья (на Маланьину свадьбу)

Фома (Фома неверующий)

Макар (куда Макар телят не гонял)

Сидор (драть как сидорову козу)

Федот (Федот, да не тот)

Задание классу

Найти устойчивые обороты в отрывках, тексты заранее записаны на доске:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

- Капитаны должны передать значение фразеологических оборотов с помощью жестов. А команда должна назвать его.

(на карточках записано: водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слезы, реветь в три ручья)

Задание командам

Подобрать синонимы к устойчивым оборотам:

  • Поминай как звали –

и след простыл

  • Куры не клюют –

хоть пруд пруди

  • Водить за нос –

морочить голову

  • Глядеть в оба –

держать ухо востро

- Следующее задание. Быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам:

  • Жить душа в душу –

как кошка с собакой

  • Чуть свет –

на ночь глядя

  • Хоть пруд пруди –

кот наплакал

  • Рукой подать –

туда Макар телят не гонял

  • Дать волю языку –

держать язык за зубами

- Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? Составьте с ними предложения.

Подведение итогов урока.