Опыт. Шабанова Л.Н. Коммуникативные УУД в достижении метапредметных результатов

Шабанова Л.Н.Автор: Шабанова Любовь Николаевна

Выступление на заседании педагогического совета школы "Метапредметное содержание образовательных стандартов"

Коммуникативные УУД в достижении метапредметных результатов. (Слайд 1)

Основным понятием, которое характеризует миссию цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу, проектировочной деятельности.

В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения метапредметных результатов, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования.

Метапредметные результаты освоения учебных курсов к которым мы стремимся в реализации нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения формулируются так (Слайд 2):

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения.
  2. Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации: вносить необходимые коррективы в действия.
  3. Использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, у взрослого), ее сбора, анализа; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
    1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
    2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия.
    3. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. А формирование и развитие Коммуникативных Универсальных Учебных Действий, в частности, превращается в педагогическую задачу.

К коммуникативным УУД относятся (Слайд 3):

  1. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, предачи и интерпретации информации.
  2. готовновность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета инересов сторон и сотрудничества;
  3. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В представленном фрагменте таблицы видим характеристику коммуникативных УУД, какие результаты получим в процессе их развития, насколько важно значение коммуникативных УУД для учебной деятельности (Слайд 4).

Виды УУД

Характеристики УУД

Результаты развития УУД

Значение УУД для обучения

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

- умение разрешать конфликты;

Управлять поведением партнёра;

- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее.

Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

  • учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
  • учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
  • учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности.

Проектирование урока с позиции формирования УУД

Коммуникативные Универсальные Учебные Действия формируются постепенно и поэтапно. Их формирование напрямую зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка.

Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:

- проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

- организация учебного сотрудничества;

- работу по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

- проектно-исследовательскую деятельность;

- использование интерактивных возможностей ИКТ

Чтобы понять, в чём отличие современного урока, рассмотрим несколько этапов урока. Суть изменений в том, что различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем (Слайд 5):

В представленной таблице даны: характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, выделены УУД. Методы, приемы, средства обучения предпочитаются: проблемный диалог, работа с картой урока, с интерактивным плакатом. Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД. Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками.

Основные элементы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Формируемые УУД

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Формулировка темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Формулировка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (PowerPoint)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся;

работа по решению проектных задач;

ролевые игры;

работа с учебником (вариативная и инвариантная части);

применение словарей, справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Регулятивные коррекции, коммуникативные

Использование памяток;

организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий;

творческие задания;

практико-значимые задания

Коммуникативные УУД в УМК

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. (Слайды 6,7,8,9, 10,11,12 - демонстрируют примеры заданий на формирование коммуникативных УУД по всем предметным линиям)

Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждого ОУ.