Биология. 5 класс. Климова Ю.А. Деятельностный подход как основа организации самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 5 классе

dsc 0092 1Автор: Климова Юлия Александровна

Тема: Деятельностный подход как основа организации самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии в 5 классе

Мои ученики будут узнавать
новое не от меня, они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь 
им раскрыться, развить
собственные идеи.
И. Песталоцци

Важной задачей деятельности любого учителя на современном этапе должно стать повышение качества образовательного процесса через реализацию ФГОС на уроках и вовнеурочной деятельности.

Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Для учебного процесса крайне важно, как именно учащиеся получают новые знания. Психологи отмечают, что учебный процесс протекает наиболее эффективно в том случае, когда учитель на уроке дает возможность ученикам работать самостоятельно. Сверхактивные действия учителя на уроке оборачиваются пассивностью школьников. Ученику необходимо давать больше свободы и более активно втягивать его в самостоятельную работу.

Цель организации самостоятельной работы учащихся на уроке: развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

  • организация навыков самообразования;
  • формирование умений самостоятельной работы;
  • повышение уровня самоорганизации и самоконтроля;
  • включение учащихся в активную деятельность.

       В 5 классе начинается изучение нового предмета  «биология», на котором  учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

         Программа по биологии  предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.

При организации самостоятельной работы на уроках биологии в 5 классе используются разнообразные формы организации учебной деятельности:

Коллективная или фронтальная – весь класс получает одинаковое задание на одинаковый промежуток времени;

Звеньевая – группы учащихся, объединенных по определенным критериям (организованные или типологические), получают разные задания по уровню сложности при работе над одинаковым вопросом или работают над разными вопросами;

Кооперативно-групповая – группы учащихся, получают разные задания, но работают на благо всего класса.

Индивидуальная – каждый ученик самостоятельно работает над заданием. Такая форма позволяет учитывать особенности и темп работы учащихся в усвоении знаний, такую форму работы можно предлагать ученику, пропустившему много учебных занятий, не усвоившему какой-то раздел программы, работающему в ускоренном или замедленном темпе на уроке.

При организации самостоятельной работы на разных этапах урока биологии возможно применение разнообразных методов:

1. Работа с учебной литературой

Данный метод является преобладающим при получении новых знаний. Учащиеся получают текст, рисунок, таблицу, диаграмму, которые прорабатывают и преобразовывают в соответствии с предложенным заданием. Основным источником литературы, с которым учащиеся работают на уроках и при подготовке домашних заданий, является учебник биологии. Наиболее часто применяются следующие приемы:

  • конспектирование текста параграфа:
  1. план-конспект – письменный, сжатый, быстро составляющийся и запоминающийся пересказ прочитанного;
  2. свободный конспект – свободное изложение прочитанного материала с использованием схематичных рисунков, определений, примеров;
  3. опорный конспект - материал урока изображается в виде логично связанных сигналов (рисунки, формулы, схемы);
  • составление собственных вопросов к параграфу
Вопросительное слово   Пример
Что (Что такое пластиды?)
Где (Где встречаются лишайники?)
Когда (Когда был изобретен микроскоп?)
Какой (Какой формы бывают клетки?)
Как (Как бактерии размножаются?)
Почему (Почему невозможно представить нашу жизнь без растений?)

Можно ли

Правда ли, что

(Можно ли изучить клетку невооруженным глазом?)

(Правда ли, что бактерии – это микроскопические многоклеточные организмы?)

  • заполнение таблиц. Шаблоны для их оформления можно предложить готовыми, а можно предложить составить самих учащихся.
  •  работа с иллюстрациями к тексту. В заданиях подобного типа требуется подписать части объекта, воспроизвести недостающие части, сравнить с ранее изученными объектами живой природы.

2. Работа с другими источниками

  • Работа с рабочей тетрадью (выполнение заданий на уроке и дома разной направленности)
  • Работа с дополнительной литературой (изучение материала, анализ, конспект, ответы на конкретные вопросы, составление плана, написание доклада)
  • Работа со статьями газет и журналов (изучение, анализ, сравнение, доклад)
  • Просмотр видеоролика на уроке (Например, «Строение и жизнедеятельность бактерий» - ответить письменно или устно на конкретные вопросы, сделать рисунок, что особенно вам запомнилось из видео?)
  • Работа с интернет-ресурсами дома (доклад, сообщение, найти ответ на вопрос, найти интересные факты о… (например, интересные факты о водорослях, о грибах и т.д.)
  • Просмотр презентации без указания темы (определить тему, цель и задачи урока)

3. Работа с дидактическими карточками

Для организации самостоятельной работы используются задания из многочисленных пособий, в том числе задания в форме ЕГЭ и ГИА по биологии. Дидактические материалы разделены на три группы:

  • для получения новых знаний (инструктивные карты для организации самостоятельной работы)
  • для применения полученных знаний (сборники заданий-тренажеров)
  • для проведения контроля (карточки-задания).

4. Игровая деятельность

Игра наряду с трудовой и учебной деятельностью является важным средством организации самостоятельного обучения школьников. Игровые технологии используются для повышения мотивации изучения биологии и позволяют в доступной форме повторить сложный материал или проявить эрудицию с новым. На уроках биологии часто используются такие игровые моменты как:

  • викторина (по теме «Грибы»)
  • найди ошибку (биологический диктант по теме «Ткани растений»)
  • убери лишнее (по теме «Экологические факторы)
  • имитационные игры: “Поле чудес”, “Пойми меня” (по теме «Царство Растения)
  • разгадывание и составление кроссвордов (готовые кроссворды, составить свой кроссворд, например, по теме «Клетка»)
  • конкурс Лучший рисунок (по теме «Происхождение растений. Этапы развития растительного мира»)
  • конкурс «Суперсочинение» (по теме «Разнообразие живой природы»)

5. Проектная деятельность

Идея проектной деятельности состоит в том, чтобы научить учеников ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, активно заниматься ее поиском, используя все возможные источники, в том числе Интернет-сайты. Учебный проект значим и для самих учащихся как возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Учебный проект обладает всеми признаками самостоятельной работы, что можно выразить в виде таблицы:

Учебный проект
Признак Вопрос, на который отвечает признак В чем выражается
проблема проекта “почему?” актуальность проблемы
цель проекта “зачем?” целеполагание
задачи проекта “что?” постановка задач
методы и способы “как?” планирование
результат “что получится?” ожидаемый результат

6. Работа с лабораторным оборудованием

Учащиеся получают необходимое оборудование для изучения и выполняют самостоятельно по плану ход лабораторной работы при поддержке учителя (самостоятельно работают с микроскопами, с объектами изучения, рассматривают, зарисовывают, отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы.)

7. Деятельность любознательных

Для организации данной самостоятельной работы используются задания в учебнике биологии 5 класса (например, «Летом соберите грибы, положите на темную бумагу шляпки пластинчатого и трубчатого грибов (нижней стороной). Через сутки осторожно снимите с бумаги, вы увидите на нем своеобразный рисунок, который образован высыпавшимися спорами.)

Можно озадачить учеников на летние каникулы, предложить выполнение разных заданий по выбору (выполнить, сфотографировать что получилось, сделать рисунки, сдедать вывод), после каникул провести «Урок любознательных» - отчеты учеников, определить лучшего.

Таким образом, организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии позволяет не только получить знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать общеучебные компетенции.