5 ВК
Приём в 1 класс
Приём в 10 класс
ЕГЭ
ОГЭ
ВПР
Итоговое собеседование
Олимпиада
Независимая оценка качества образования
ОРКСЭ
Итоговое сочинение (изложение)

Что нужно знать родителям об учебниках, по которым учится их ребенок?

Что нужно знать родителям об учебниках, по которым учится их ребенок?

Автор: Е.И. Матвеева

Дорогие родители учащихся начальной школы, озадачьте себя вопросом: по какой программе ваши дети совершают учебный путь длиной в 4 года? Поверьте, действительно важно правильно выбрать школу, программу обучения, УМК, так как именно учеба в начальной школе определяет отношение ребенка к учебному процессу на следующих ступенях образования.

В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею, значит, не знаю». Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью.

В. В. Давыдов,

доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Взгляды родителей далеко не всегда являются правильными, как и взгляды всех других людей. Тем не менее, в таком царстве субъективности, каким является сфера образования, где успех во многом зависит от взаимодействий людей, где вера в успех является непременным условием его достижения, более глубокое понимание взглядов родителей играет важнейшую роль.

Школа, а соответственно и национальная политика, не придающие этому значения, обречены на провал.

Майкл Барбер,

профессор,

гл. советник Премьер-министра Великобритании по вопросам образования

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок учился с желанием, охотой, узнавал что-то новое, тянулся к книге, как можно быстрее научился быть самостоятельным. Что для этого необходимо? Конечно, хорошая школа! Да, ещё нужен современный думающий педагог, который компетентен в области обучения, развития, воспитания детей. И, естественно, учебные пособия: учебники, рабочие и проверочные тетради, методические разработки и комментарии для педагога.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и серьезного обновления содержания образования. Принятие нового Стандарта образования повлекло за собой много нововведений, изменений, связанных со сменой образовательной парадигмы. Естественно, то, что Стандарт декларирует системно-деятельностный подход, не может не сказаться на новом качестве современного образования, на изменении содержания тех учебных пособий, по которым учатся наши дети в начальной школе.

Конечно, каждое общеобразовательное учреждение тщательно подходит к выбору тех учебных пособий, по которым будут заниматься в учебном году его ученики. Это очень серьезный выбор, который определяется целями, задачами, миссией, приоритетными направлениями деятельности конкретно взятой школы. Выбирая учебники, школа, что называется, определяет свое лицо, предъявляя родителям, обществу в качестве результата образования модель того ученика, которого будет формировать. Именно учебные пособия, по которым учатся наши дети, концентрируют в себе то важное содержание и технологии, которые помогают формировать личность.

О трех образовательных системах, принятых государством

Сейчас наши ученики 1-ой ступени образования занимаются в рамках какой-то одной государственной системы. Всего существует три системы образования, принятые государством:

– традиционная начальная система;

– развивающая система Л.В. Занкова;

– развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В трех системах начального образования интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплексов.

В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, авторскими коллективами разных издательств были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы.

Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.

В настоящее время к целостным моделям относятся:

– УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель, профессор Н.Ф. Виноградова);

– УМК «Школа 2000…» (математика) – (научный руководитель, профессор Л.Г. Петерсон);

– УМК «Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой);

– «Школа 2100» (научный руководитель академик А. А. Леонтьев);

– УМК «Гармония» (научный руководитель, профессор Н.Б. Истомина);

– УМК «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков);

– УМК «Классическая начальная школа» (научный руководитель, профессор Т. Г. Рамзаева);

– УМК «Перспектива»;

– УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель, профессор Р.Г. Чуракова)

– УМК развивающей системы Л.В. Занкова;

– УМК развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Что представляет собой учебно-методический комплекс (УМК)?

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу предметного курса. Иными словами, УМК представляет собой совокупность составляющих: учебников, методических рекомендаций для учителя, рабочих и проверочных тетрадей, может быть, материалов на цифровых носителях и т. д.

УМК должен иметь следующие отличительные особенности:

– наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;

– четкую функциональную направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;

– единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;

– наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации;

– использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях.

– доступность в использовании;

– интерактивность;

– ориентированность на практическую деятельность учащихся;

– позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса.

Как строится процесс обучения в начальной школе?

Процесс обучения в начальной школе строится по выбранной учителем образовательной программе. Образовательные программы на официальном языке и называют учебно-методическим комплексом (УМК), о котором шла речь ранее.

Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении (согласно Закона РФ «Об образовании»). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

При выборе учебников необходимо руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и общеобразовательными учреждениями, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на определенный  учебный год.

В Федеральном перечне учебники представлены по предметным линиям. Обратите внимание на то, что в Федеральном перечне есть такие учебники по предметным линиям, которые не входят ни в один из названных выше УМК, но имеют Гриф Министерства образования и науки РФ. Без этого Грифа общеобразовательное учреждение, учитель не имеют права брать для работы тот или иной учебник. Гриф становится для каждого учителя тем мерилом, которое позволяет учебнику соответствовать требованиям образовательного Стандарта. Гриф допускает или рекомендует учебники к работе с учащимися в школе.

В последние годы изменения в начальном образовании проявились в совершенствовании и обновлении именно содержания начального образования, а также в появлении альтернативных учебно-методических комплектов.

Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения.

Каждый учебно-методический комплект имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учеников в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.

Таким образом, единство УМК гарантирует ученикам, учителям, родителям системность не только в подаче содержательного материала, что является и важным критерием направленности на технологичность в организации учебной деятельности на каждом уроке в течение 4-х учебных лет.

Кстати, в одной школе в разных классах ученики могут учиться по разным УМК, а также заниматься в рамках разных образовательных систем. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным Стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. Еще раз акцентируем ваше внимание на том, что именно школа выбирает УМК, поскольку знает, какими средствами и способами она будет реализовывать концепцию авторов учебников и пособий.

Рекомендации по выбору УМК для внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования

Давайте еще раз внимательно прочитаем фрагменты Закона «Об образовании».

«К компетенции образовательного учреждения относятся определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях». (См. ст. 28, п. 3, пп.9).

«Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ». (См. ст. 28, п. 2).

Упомянутые статьи Закона «Об образовании» дают образовательным учреждениям достаточную свободу в определении учебно-методического комплекса для использования его в работе с детьми.

Критерии, которые важны для выбора учебников

А сейчас познакомим вас с критериями, на которые обычно ориентируются учитель, общеобразовательное учреждение, определяющиеся в выборе УМК.

По содержанию. Уровень соответствия базового учебного материала должен отвечать требованиям «Примерных основных образовательных программ начального общего образования». Этот материал, включенный в программу автором, должен изучаться полностью в соответствии с авторской программой (иначе программа будет не выполнена). Важно, чтобы присутствовал материал на расширение представлений детей о культурологическом аспекте человеческого знания, о связи данной науки с другими областями человеческой культуры.

Учебники должны содержать систему учебных заданий, стимулирующих детей к освоению нового учебного материала, обеспечивающего познавательную мотивацию.

По технологиям (содействию данного учебника реализации межпредметных, метапредметных, надпредметных программ). Все учебники из УМК способны реализовать деятельностный подход в обучении, а также оптимизировать реализацию программы «Чтение. Работа с информацией».

По композиции учебной книги. Методический аппарат учебника позволяет учащимся ориентироваться в его содержании. В нем разработана система условных знаков, пиктограмм, навигаторов – специальных обозначений по организации учебной деятельности; наличие справочного материала и форма его предъявления. Данный аспект будет способствовать формированию универсальных учебных действий.

Задания в учебниках предполагают многофункциональность. Необходимо, чтобы любое задание в учебной книге или рабочей тетради на печатной основе позволяло и учителю, и ученику увидеть и осознать потенциал для личностного роста обучающегося.

Организация материала в учебнике и рабочей тетради должна быть нацелена формирование действий контроля, оценки у учащихся.

Должна быть выстроена система оценивания достигаемых учащимися результатов обучения, скорее всего, в специальной тетради для самостоятельных и контрольных работ.

Начиная наш разговор о выборе УМК, следует сказать, что для реализации концепции определенного УМК важно, кто будет тем педагогом, который сможет донести авторские идеи, замыслы до учеников. Очень бы хотелось, чтобы это был компетентный, думающий, мобильный учитель, сознательно сделавший выбор УМК, понимающий, что он берет на себя серьезные обязательства перед учениками и родителями. Такой учитель точно сумеет средствами УМК достичь максимально возможных результатов, опираясь на свои профессиональные умения, способности и опыт.

Хотелось бы надеяться на то, что все УМК имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Хотелось бы верить в то, что каждый учебник откроет для ребенка путь к самопознанию, научит действовать в новых ситуациях, мотивирует его к самостоятельному поиску знаний, открытию новых способов работы с учебным материалом, поможет стать успешным, заинтересованным не только результатами своего труда, но и процессом обучения.

Возврат к списку