5 ВК
Приём в 1 класс
Приём в 10 класс
ЕГЭ
ОГЭ
ВПР
Итоговое собеседование
Олимпиада
Независимая оценка качества образования
ОРКСЭ
Итоговое сочинение (изложение)

Физика. 8 класс. Корепанова Э.П. Цифровой образовательный ресурс «Изображение схем электрических цепей».

Физика. 8 класс. Корепанова Э.П. Цифровой образовательный ресурс «Изображение схем электрических цепей».

Физика. 8 класс. Корепанова Э.П. Цифровой образовательный ресурс «Изображение схем электрических цепей».

Авторы: Корепанова Эльвира Петровна

Цифровой образовательный ресурс по физике «Изображение схем электрических цепей в 8 классе».

 Одна из задач курса физики 8 класса состоит в том, чтобы научить детей собирать схемы электрических цепей.

 К сожалению, больше увлекаясь компьютерными играми, многие ребята не проводят простых физических экспериментов в домашних условиях, которые бы позволили раскрыть их технические способности. Привить интерес к предмету, раскрыть их способности необходимо, прежде всего, во время урока. И одной из таких благодатных тем является тема «Электрическая цепь» по УМК А.А. Пинского. По программе на отработку первичного навыка чтения схем и изображения электрических цепей не отводится ни одного часа. Поэтому во время проведения лабораторных работ по теме, когда основная часть ребят не только держат в руках, но и видят электроприборы впервые, не удается избежать большого количества ошибок.

 Разработанный авторами цифровой ресурс, созданный с помощью конструктора тестов Microsoft PowerPoint, направлен на отработку навыка чтения и составления различных возможных вариантов схем электрических цепей в интересной современной форме (скачать ЦОР). Урок с использованием данного ресурса рекомендуется провести после изучения тем «Резисторы. Реостаты. Делители напряжения», «Последовательное и параллельное соединение электрических устройств».

 В начале урока напоминаем ученикам, что электрическая цепь – это совокупность соединенных между собой источников электрической энергии, приемников и проводов, соединяющих зажимы источника напряжения с зажимами потребителя. Электрические цепи принято изображать электрическими схемами с помощью условных знаков. Основным назначением электрических схем является отражение с достаточной полнотой и наглядностью взаимной связи отдельных приборов. Данная актуализация позволяет учащимся самостоятельно сформулировать тему урока «Чтение и схематическое изображение электрических цепей» и его цель «Научиться читать и рисовать электрические цепи».

 Тренинг состоит из трех блоков. Первый блок содержит два задания, назовем их пробными, – нарисовать схему цепи, изображенной на фотографии. Предлагаются цепи, состоящие из источника питания, амперметра и лампочки или резистора. Ребята работают, используя заготовки схем, где каждому элементу цепи соответствует одна позиция. Эти задания направлены на отработку умения сопоставить элемент цепи с его условным обозначением.

 Во втором блоке задания на составление схем, состоящих из нескольких элементов, и элементы перечисляются. При подготовке данного ресурса, авторы учли, что при выполнении заданий возможно много правильных вариантов изображения схем, а конструктор тестов ограничивает количество верных ответов. Поэтому варианты ответов сразу ограничены предложенной ученикам заготовкой схемы, где на предполагаемом месте расположения прибора оставлена «дырка». Таким образом, ученик должен заполнить «дырку» условным знаком того прибора, который по условию задачи может это место занимать. Первая схема не предполагает ошибки и ориентирована на успех ученика. Далее схемы идут по возрастающему уровню сложности: увеличивается количество потребителей, включаются новые потребители (реостат), предлагаются задания, содержащие смешанное соединение, появляются лишние «дырки», которые нужно заполнить проводом. Задания 4 – 7 этого блока развивают логическое мышление, ученикам необходимо не только применить имеющиеся знания законов последовательного и параллельного соединений, но и провести анализ созданной ситуации. Например, в условии задания № 7 не конкретизировано соединение резисторов, а в заготовке схемы оставлено три места для параллельного включения. Ученик, зная, что вольтметр включается параллельно, а амперметр и реостат, как регулятор напряжения, в цепь включают последовательно, оставшиеся два места может занять только резисторами, т.е. рассуждая логически, сделать вывод о единственно возможном варианте соединения резисторов в данной задаче.

 И, наконец, третий блок заданий – это вновь фотографии электрических цепей, к которым надо нарисовать схемы, но цепи сложнее, чем в первом блоке, т.к. состоят из большего количества элементов и вид у них несколько запутанный. Для успешного выполнения заданий данного блока ученики должны применить навыки, полученные при выполнении второго блока.

 По итогам выполнения электронный тренировочный тренинг позволяет автоматически оценить работу ребят, выводит количество правильных ответов, количество набранных баллов и процент выполнения. Выводятся номера неправильно выполненных заданий, которые ребята могут выполнить еще раз и найти самостоятельно свою ошибку.

 После прохождения тренировочного тренинга ученик должен:

 1. усвоить

  • вольтметр, использующийся для измерения напряжения, включаем в цепь параллельно, а амперметр, как прибор измеряющий ток, – последовательно;
  • ограничений в расположении приборов, соединенных последовательно, нет;
  • схему электрической цепи рисовать начинаем с источника тока, следующий элемент цепи – ключ;
  • источник и ключ в схеме не рисуем с боку;
  • приборы в схеме не изображаются на сгибе соединительного провода;
  • схема должна выглядеть эстетично

2. приобрести навык чтения электрических схем,

3. знать условные обозначения приборов,

4. уметь по готовым фотографиям составлять электрические схемы.

Урок направлен на формирование базовых компетентностей:

1. компетентность разрешения проблем:

  • умение использовать предложенные ресурсы (распознавать условные обозначения электрических приборов и отбирать необходимые для составления цепей);
  • умение оценивать собственные действия;

2. информационной:

  • умение соотносить теорию и эксперимент;
  • умение применять полученную информацию для решения проблем;

3. коммуникативной:

  • умение сотрудничать с другими людьми, уважительного отношения к мнению оппонента (учащиеся проходят тренинг, работая в парах);
  • умение использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий.

Данный электронный образовательный ресурс можно использовать в 10 классах гуманитарного профиля.

 Источники информации:

  1.  http://www.rosinka.vrn.ru/pp/.

Возврат к списку