5 ВК
Приём в 1 класс
Приём в 10 класс
ЕГЭ
ОГЭ
ВПР
Итоговое собеседование
Олимпиада
Независимая оценка качества образования
ОРКСЭ
Итоговое сочинение (изложение)

Литература. 7 класс. Шевёлёва М.М. Урок по теме «Человек и природа в повести А.С. Коткина «Заповедное озеро»

Литература. 7 класс. Шевёлёва М.М. Урок по теме «Человек и природа в повести А.С. Коткина «Заповедное озеро»

Литература. 7 класс. Шевёлёва М.М. Урок по теме «Человек и природа в повести А.С. Коткина «Заповедное озеро»

Автор: Шевелёва Мария Михайловна

Тема: «Человек и природа в повести А.С. Коткина «Заповедное озеро»

Тип: урок изучения новых знаний

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Коткина;

2) развивать посредством анализа художественного текста познавательный интерес учащихся;

3) воспитывать экологическую культуру, любовь к родной земле.

Задачи: проверить знание и осмысление главы «Прапрадедова избушка» через беседу, познакомиться с биографией А. Коткина и историей создания повести «Заповедное озеро» через рассказ учителя, прочитать и проанализировать в рамках темы урока главу «Заповедное озеро» через беседу, повторить художественные средства выразительности речи и определить их роль в тексте, сделать выводы по теме урока.

Оборудование: презентация, выставка книг.

Этапы урока:

1. Приветствие. Объявление темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Знакомство с биографией писателя и историей создания повести.

4. Чтение главы «Заповедное озеро»

5. Анализ прочитанного текста.

6. Итоги урока.

Ход урока:

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке литературы мы рассмотрим тему «Человек и природа в повести Алексея Коткина «Заповедное озеро». Цель нашего урока познакомиться с личностью писателя и увидеть, как герои его повести относятся к природе, подумать, могут ли они быть примером отношения к природе для нас.

2. Беседа по прочитанной главе.

- Дома вы прочитали одну главу из повести. Назовите её героев.

(дед Кирилл Петрович, Костя, Федька)

- Ребятам очень хотелось отправиться с дедом на рыбалку. Что интересного им удалось увидеть?

(Они увидели утку с выводком, выдру, загадочную сопку Хальмеркамень, старую избушку, построенную ещё их прапрадедом)

- А вы, ребята, узнали что-то новое о живой природе из этого рассказа?

- О какой особой книге поведал дед внуку?

(природная книга)

- Что значит «читать природную книгу»?

(Наблюдать и изучать природу, жизнь животных и растений)

3. Чтобы лучше, глубже понять художественное произведение необходимо познакомиться с личностью автора. Кто же он?

Алексей Степанович Коткин – северный писатель, родившийся в селе Коткино в 1929 году. Его родители занимались рыболовством, охотой и сельским хозяйством. В семье было 9 детей, Алексей – старший. Закончив курсы бухгалтеров в Нарьян-Маре, работал в своём колхозе счетоводом. Во время Великой Отечественной войны воевал в авиадесантных войсках, был трижды ранен. Награжден орденами и медалями. После войны женился и воспитал пятерых детей. Успевал учиться и работать. Постоянно занимался самообразованием. Писать начал ещё во время войны, главным образом, «в стол». Сначала его привлекала детская тематика, потом – историческая. Вышли в свет такие книги, как: «Антошка», «Красная ласточка», «Печорская история», «Синегорье», за которую в 1998г. присуждена премия имени Ф.Абрамова. В 1977 г. вышла книга «Заповедное озеро». С 1990года писатель жил в Архангельске, активно занимался общественной деятельностью и литературным творчеством. Талантливый писатель ушёл из жизни 16 августа 2007 года. Похоронен в Архангельске. В 2012 году вышла в свет книга «Сульская мозаика» о жизни села Коткино. Герои произведений Алексея Коткина – простые труженики, в жизни которых есть радости и огорчения, они совершают ошибки, помогают друг другу, строят своё будущее.

Наша повесть тоже о жизни северян и… красоте северной природы. В ней автор размышляет об отношении человека к природе. Вопрос взаимодействия человека и природы на сегодняшний день считается одним из самых актуальных. Часто своими безрассудными поступками человек губит вокруг себя всё живое. Мы продолжим знакомство с повестью «Заповедное озеро», прочитаем и проанализируем одноименную главу. Ответим на вопрос: Как не навредить природе, сохранить её красоту и богатство?

4. Чтение подготовленным учеником главы «Заповедное озеро».

5. Анализ прочитанного.

- Дед назвал одно озеро заповедным. Почему?

(Посредине озера, на островке, находилось гнездо лебедей.)

- Как лебеди охраняют своё потомство от охотников?

(Красавец лебедь смело плывет навстречу лодке, лебёдка в минуту опасности незаметно опускает яйца в воду)

- В чем раскаивался дед перед внуками? Почему после спора с Костей дед «вдруг почему-то умолк»?

(Дед в молодости охотился безмерно «на всякую живность», собирал много лебединых яиц. Ему было горько слышать слова внука, осознавать, что его история с яйцами не убедила внука.)

- Что означает слово «заповедный»?

(охраняемый, неприкосновенный)

- Глава начинается с описания озера. Какие средства художественной выразительности (тропы) использует автор при описании озера? С какой целью?

Автор использует сравнения. Озеро – громадная чаша, верхушки елей – зубья пилы, березки – голенастые девушки, Хальмеркамень – богатырь, ивняк – грива. Автор любуется красотой озера, в его воображении сразу же возникают различные образы.

- Обратим внимание на лексику. Как обращается дед к внукам? Почему?

(Дед называет внуков «братья», этим показано отношение его к Федьке и Косте: уважительное, на равных.)

- Речь героев всех произведений Коткина очень живая. Найдите слова, передающие живую разговорную речь деревенских жителей. Причем многие слова – устаревшие. Почему автор использует разговорную речь?

(«Наладить ее хлопотно», «деньжат», «помаленьку», «рыбы уймища», «начало-то», «не утаю», «мороки вдосталь», «бывало». Автор использует разговорную речь с целью придать истории реалистичность, достоверность; перед читателем предстают не книжные герои, а живые люди.)

- Каким глаголом называет дед Кирилл Петрович безмерное истребление животных, безмерную охоту? Какое однокоренное слово этого глагола встречается в тексте? К кому оно относится?

(Дед такую охоту называет глаголом «разбойничать», а Костя назвал разбойником, потому что внук не жалеет лебединых яиц, просит хоть одно взять из гнезда.)

- Почему ребятам с дедом интересно?

(Дед много знает, он искренний, добрый, доверяет ребятам серьезное дело)

- Какова основная мысль этой главы?

(Человек должен внимательно относиться к природе, помогать братьям нашим меньшим.)

- Как же не навредить природе, сохранить и преумножить ее богатства?

(Необходимо прислушиваться к старшим, умудренным опытом людям, быть помощниками в деле сохранения природы, не вмешиваться в сокровенное)

- Как вы думаете, ребята умеют правильно относиться к природе?

(Ребята еще учатся правильно относиться к природе, в этом им помогает дед, который щедро делится своим опытом общения с природой.)

- Дополните предложение подходящим, в нашем случае, существительным.

Дед и внуки – _____________ природы.

6. Итоги.

- Было ли полезным для вас чтение повести «Заповедное озеро» в рамках вопроса об отношении человека к природе? В чем эта польза?

Ребята приходят к выводу, что необходимо с любовью относится к природе, разумно пользоваться ее богатствами, быть защитниками и помощниками зеленого дома и братьев наших меньших: птиц, рыб, млекопитающих. Федька и Костя с помощью деда учатся понимать и любить природу не на словах, а на деле. Природа, в свою очередь, щедро делится с человеком своими богатствами, дарит красоту, воспитывает душу.

Домашнее задание: прочитать главы «Схватка с медведем» и «Поединок».

Возврат к списку