5 ВК
Приём в 1 класс
Приём в 10 класс
ЕГЭ
ОГЭ
ВПР
Итоговое собеседование
Олимпиада
Независимая оценка качества образования
ОРКСЭ
Итоговое сочинение (изложение)

ВР. Чупрова Л.И. Игра «Звёздный час» по теме «Природа и мы»

ВР. Чупрова Л.И. Игра «Звёздный час» по теме «Природа и мы»

ВР. Чупрова Л.И. Игра «Звёздный час» по теме «Природа и мы»

Автор: Чупрова Людмила Игоревна

Внеклассное мероприятие

Игра «Звёздный час» по теме «Природа и мы»

За основу данного мероприятия взята разработка Пархоменко С.В., учителя СШ № 12 г. Новоалександровка Ставропольского края (ж. «Начальная школа» № 6 1997).

В каждом классе найдутся дети, которые читают много книг о природе и просто интересуются ею. Главными задачами данного мероприятия являются развитие кругозора, любознательности, воспитание бережного отношения и любви к природе. В ходе данной игры дети найдут много интересного и занимательного для себя, сделают новые открытия о многогранных связях человека с природой, связи всего живого на земле, узнают, как хрупок наш мир природы, поймут, что беречь его – наша задача.

Цели:

  1. активизировать знания учащихся о природе;
  2. расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц, зверей, растений;
  3. развивать познавательный интерес учащихся;
  4. формировать умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других;
  5. воспитывать любовь и бережное отношение ко всему окружающему, ответственное и действенное отношение к родной природе;
  6. развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

У. Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

- С давних пор люди стремились как можно больше узнать об окружающем нас мире, о природе. Для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода, пища. Их даёт нам природа. Она радует, восхищает нас своей красотой. Пушистые облака в небе, узорчатый кленовый лист, иней на тонкой веточке, жёлтые огоньки одуванчиков на лугу… Разве можно не любоваться всем этим? Поэтому задача каждого живущего на земле человека – заботиться о природе, охранять её богатства. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок – только разгадывай!

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы проводим игру «Звёздный час» (слайд 1 – по щелчку).

3. Условия игры.

Игра проводится на командное первенство (класс разделён на три команды). Командам задаются вопросы. На каждый вопрос даётся три варианта ответа. Задача команды: посовещавшись, выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной цифрой (карточки с цифрами 0, 1, 2 и 3 лежат на партах). Если подходят все варианты ответов, то команда поднимает карточку с цифрой 0. За каждый правильный ответ команда получает звезду. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество звёзд.

4. Объявление темы игры.

Тема нашей игры «Природа и мы» (слайд 2 – по щелчку).

5. Игра.

Итак, начинаем игру. Будьте внимательны. Удачи всем!

Вопрос 1: Чьи это слова: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»?

1. Александр Сергеевич Пушкин;

2. Михаил Васильевич Лермонтов;

3. Лев Николаевич Толстой.* (слайд 3- по щелчку)

(При выборе неправильного ответа (в данном вопросе это ответы 1, 2) появляется картинка «Подумай еще, дружок». Чтобы вернуться на прежний слайд необходимо нажать справа кнопку, соответствующую тематике вопроса** (в данном вопросе кнопка «1»). При правильном ответе (здесь: Лев Николаевич Толстой) появляется картинка «Мы гордимся тобой!», возврат – та же кнопка «1».

После проверки на слайде с данным вопросом по щелчку появляется картинка с правильным ответом (портрет Л.Н. Толстого).

Следующий слайд – по управляющей кнопке.)

Вопрос 2: Какого из этих видов дождя не бывает?

1. грибной;

2. слепой;

3. спорый. (слайд 4)

У. Грибной дождь сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Земля впитывает этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно расти грибы.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Вопрос 3: Кто из этих животных не живет в тундре?

1. волк;

2. соболь;

3. лиса. (слайд 5)

У. Соболя называют жемчужиной сибирской тайги. Он – национальная гордость России, так как исстари составлял основу пушных богатств страны. Соболь – отважный и ловкий хищник. За сутки он пробегает много километров, охотно лазает по деревьям, но ходить предпочитает по земле.

Вопрос 4: Все ли эти птицы занесены в Красную книгу Ненецкого округа?

1. гусь-пискулька;

2. пеночка;

3. куропатка. (слайд 6)

У. Гусь-пискулька – самый мелкий серый гусь. За последние тридцать лет численность данного вида птиц сократилась в 6 – 7 раз. Внесен в Красную книгу РФ и Ненецкого автономного округа. Свое название гусь получил за очень высокий, «писклявый» голос. Гнездится в Тиманской, Большеземельской тундре. Гусь-пискулька – птица перелетная. Зимовки: юго-восток Европы, побережье Черного моря, Китай, очень редко в Индии.

Вопрос 5: Какой из грибов ядовитый?

1. свинушка тонкая;

2. дождевик жемчужный;

3. белый гриб. (слайд 7)

У. Свинушки в последнее время не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружающей среды и накапливают их.

Вопрос 6: Все ли эти растения являются лекарственными?

1. крапива;

2. колокольчик;

3. василек синий. (слайд 8)

У. Колокольчики легко встретить на любой лесной полянке в течение всего лета. Название свое получил от колокола, только из-за своих размеров называется ласково, уменьшительно, что придает особую прелесть этому цветку. Колокольчик – растение с очень красивыми цветками. Не рвите его! Во многих районах колокольчик стал редким и нуждается в охране.

Вопрос 7: Кого называют «королем грызунов»?

1. суслик;

2. бобр;

3. хомяк. (слайд 9)

У. Бобр уже давно пользуется всеобщим уважением, как искусный четвероногий инженер, лесоруб и создатель запруд. Он не только стал символом трудолюбия и упорства, но и многому научил людей. Некоторые приемы и инженерные решения в строительстве плотин люди позаимствовали у бобров. Для строительства и питания бобры используют ольху и осину, которая густо растет по берегам. Деревья они валят, перегрызая ствол. Тонкую ольху бобр перегрызает десятью укусами. В XIX веке бобры чуть не погибли из-за моды на их шикарный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных.

Вопрос 8: Назовите лиственные растения.

1. ива;

2. лиственница;

3. ольха. (слайд 10)

У. Ива – лиственное дерево. Хорошо поедается оленями, куропатками, леммингами.

Листья ольхи местные жители прикладывают к гнойным ранам. Весной ольховник поедается северным оленем. Куропатки питаются почками и сережками. Нередко пчелы собирают на ней пыльцу. Ольховые дрова широко используются при копчении рыбы и мяса.

Лиственница – хвойное дерево. Но в отличии от других хвойных деревьев отличается мягкой, опадающей на зиму хвоей. Осенью ее хвоя желтеет и дерево становится особенно красивым.

Вопрос 9: Кого называют «глазастым охотником»?

1. варан;

2. стрекоза;

3. лягушка. (слайд 11)

У. Огромные глаза стрекозы, которые занимают большую часть поверхности головы, и гибкая тонкая шея позволяют ей видеть сразу все, что происходит вокруг.

Вопрос 10: Кого на свете больше всех?

1. насекомые;

2. растения;

3. птицы. (слайд 12)

У. На земле обитают от двух до четырех миллионов различных насекомых. 625 000 видов уже описаны учеными. Но, к сожалению, специалисты даже не надеются описать все существующие виды. Поэтому класс насекомых считается самым многочисленным и многообразным.

Вопрос 11: Какого жука называют «опасным преступником»?

1. майский жук;

2. жук – олень;

3. колорадский жук. (слайд 13)

У. Колорадский жук хорошо летает. За сутки может пролететь по крайней мере километр. Вынослив, может долго голодать. Повреждает картофель, томаты, баклажаны. Чрезвычайно прожорлив. За сутки может съесть 5 кв. см листьев! Родиной жука считается запад Северной Америки. Свое название получил в штате Колорадо за уничтожение больших площадей картофеля. Так безобидный листоед превратился в грозного колорадского жука.

Вопрос 12: Какая из бабочек появляется ранней весной первой?

1. крапивница;

2. переливница;

3. адмирал. (слайд 14)

У. Крапивница – одна из самых известных бабочек. Только многие называют ее неправильно – шоколадница. Правильное название – крапивница – дано бабочке потому, что ее гусеницы кормятся листьями крапивы. Гусеницы крапивницы практически безвредны – они уничтожают только крапиву, а сами бабочки приносят пользу, опыляя некоторые виды цветов.

Вопрос 13: Все ли эти насекомые полезные?

1. божья коровка;

2. пчела;

3. долгоносик. (слайд 15)

У. Это мелкий жук длиной несколько сантиметров, но встречаются гиганты до 50 – 60 мм. Долгоносики наносят вред посевам, особенно хлопку. У них хорошо развито обоняние и они могут почуять хлопковое поле, которое находится за несколько километров.

Вопрос 14: Все ли эти змеи ядовитые?

1. гадюка;

2. уж;

3. кобра. (слайд 16)

У. Эту безобидную и полезную змею очень часто путают с гадюкой. Просто страшно подумать, сколько ужей было убито по ошибке. Ужей причисляют к водным животным, так как они великолепно плавают и очень часто кормятся у воды или в воде. На Украине в прежние времена ужей поселяли в домах вместо кошек, и они охотились за мышами. Было даже поверье, что если убьешь ужа, то вскоре заболеешь. В случае опасности, уж принимает оборонительную позу, грозно шипит, но зубы в ход пускает редко. Будучи схваченным, он обрызгивает врага страшно вонючими испражнениями – это вся его защита.

Вопрос 15: Какие из этих животных вымерли?

1. птица моа;

2. лошадь Пржевальского;

3. василиск. (слайд 17)

У. Птицы моа известны человеку давно, но с какого точно времени – сказать уже невозможно. Это были огромные (по предположениям ученых, их рост был свыше двух метров), нелетающие птицы. Внешне они напоминали огромных страусов на толстых «слоновых» ногах. Большинство пернатых гигантов было истреблено еще низкорослыми темнокожими племенами австралийского или меланизийского происхождения. Охота на птиц была их основным занятием. Часть моа вымерли по естественным причинам, других уничтожили туземцы.

Вопрос 16: Назовите перелетных птиц Ненецкого округа.

1. белый гусь;

2. галстучник;

3. пуночка. (слайд 18)

У. Зимовки белого гуся и галстучника расположены в Северной Америке, пуночки на зиму улетают в среднюю часть Европы и Азии, а также на юг Северной Америки.

Вопрос 17: Из слова «природоведение» (по щелчку) составьте как можно больше слов. Время на обдумывание – одна минута. (слайд 19)

6. Подведение итогов игры, награждение победителей.

7. Заключительное слово.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты находится в опасности. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, в нашем Ненецком Автономном округе, ведётся большая работа по охране природы. К сожалению, ещё не все хотят и умеют беречь природу! Давайте же стараться жить так, чтобы земля, на которой мы живём, всегда оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы…

(дети читают стихотворение С. Викулова «Монолог природы»)

Монолог природы.

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье надарить –

В моей всё это власти!

Гриб в лесу; ромашка на лугу;

Небо в час восхода и заката, иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам – моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожить (зверь не карандаш)

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших – не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

______________________________

* Слово указывает на правильный вариант ответа.

** Вопрос 1 – «1»

Вопрос 2 – «2»

Вопрос 3 – «3»

Вопрос 4 – «4»

Вопрос 5 – «5»

Вопрос 6 – «6»

Вопрос 7 – «7»

Вопрос 8 – «8»

Вопрос 9 – «9»

Вопрос 10 – «10»

Вопрос 11 – «11»

Вопрос 12 – «12»

Вопрос 13 – «13»

Вопрос 14 – «14»

Вопрос 15 – «15»

Вопрос 16 – «16»

Литература:

1. Журналы «Юный натуралист»

2. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1982.

3. Плешаков А.А. Зеленая страница. – М., 1994.

4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./7-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

5. Ненецкий Автономный Округ. Энциклопедический словарь. М.: Дом книги «Аванта+», 2001.

Возврат к списку